N°36
03 марта 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  03.03.2005
"Мы старались не соприкасаться с советской действительностью"
Арт-рок-группа «Автограф» намерена воссоединиться и выступить на шоу Live Aid

версия для печати
Если наугад опросить меломанов, что они думают по поводу возрождения группы «Автограф», половина наверняка ответит: «Зачем им это?», другая спросит: «А кто это?» Оба вопроса совершенно резонны, причем начинать отвечать надо со второго. «Автограф» -- одна из немногих советских арт-роковых групп (она образовалась в конце 70-х), причем групп настоящих, за которые не стыдно. Вообще из всех советских «роков» именно арт-рок выглядел наиболее убедительным: профессионализм, основательность подхода, усложненность музыкального материала, дававшего пищу для ума, были хорошим заделом для развития стиля. Но почему-то этого не произошло: перестроечное время надолго «легализовало» ларечно-купеческий вкус. Забавно, что, например, такие арт-рокеры, как композитор Ким Брейтбург или Валерий и Константин Меладзе, обрели себя в самой что ни на есть попсе.

В восьмидесятые «Автограф» выступил в США (после распада там стали работать чуть ли не все его музыканты) и в Европе; их выступление на масштабном благотворительном фестивале Live Aid транслировалось в эфире. Сейчас записи коллектива начала 80-х звучат не хуже, чем западные прогрессив-роковые (прог-роковые) команды 90-х.

И если уж «Автографу» возрождаться, то именно сейчас, когда и на Западе, и у нас возник заметный, не очень широкий, но устойчивый интерес к арт-року (или прог-року -- его новейшей модификации). Наблюдается редчайшее совпадение тенденций западного и российского масскульта. Что думает обо всем этом сам «Автограф», корреспондент «Времени новостей» Александр БЕЛЯЕВ попытался выяснить у отцов-основателей коллектива Леонида ГУТКИНА (бас-гитара) и Александра СИТКОВЕЦКОГО (гитара).

-- Кажется, что затея возродить «Автограф» перспективна: старые записи звучат не хуже, чем «проговые» команды 90-х, а сам стиль вошел в моду и занял прочную нишу.

Александр Ситковецкий: -- Интерес к прогрессив-року -- это последняя причина для воссоединения. Мы просто соскучились друг по другу и музыке. А ваши слова о нашем звучании я воспринимаю как комплимент. В 70-е -- 80-е хорошо записываться было сложно, и рад, что наши записи не кажутся устаревшими. По-моему же, это все достаточно дремуче!

Леонид Гуткин: -- В последние годы развитие прогрессив-рока идет очень динамично. Это «нишевый», культовый стиль, тем не менее он завоевывает много новых поклонников. Приведу пример. У нас есть один друг, Ник Д'Вирджилио, барабанщик такого состава, называется Spock's Beard...

-- Одна из ведущих групп нео-прога...

Л.Г.: -- Да, очень характерная группа. Так вот, раньше Ник был востребованным студийным музыкантом, записывался с Tears For Fears, Genesis и многими другими. Параллельно он ради хобби начал собирать свою группу. Spock's Beard играли для себя, ничего не зарабатывали, все музыканты где-то работали, а теперь они стали такими успешными, что занимаются только группой и ездят в мировые турне. Ник говорит, что в США уже появляются прог-роковые фестивали, которые собирают сто тысяч народу. Это странно, поскольку американцы вообще-то консервативны. Они любят «корневые» жанры, и прог у них никогда особенным спросом не пользовался.

-- Если у вас все «пойдет» и вы начнете писать новые песни, как будет осуществляться их продвижение? Ведь ваша музыка априори неформатна?

Л.Г.: -- Ну, во-первых, как там что сложится, мы не хотим загадывать. Во-вторых, у нас сохранился большой круг поклонников, и, в-третьих, весь этот маразм с форматом скоро закончится. Здесь я оптимист, кроме того, считаю, что нынешний жесткий формат -- это вина не только телевидения и радио. Я сам занимался делами рекорд-лейбла «Крем Рекордс» (среди артистов были Дельфин и IFK), и могу сказать, что музыкальных предложений возникает крайне мало. К нам в компанию приходило множество фонограмм, и почти всегда это были какие-то банальные вещи, сделанные в расчете на то, чтобы понравиться массмедиа. «Автограф» никогда не старался загонять себя в рамки: вот, мы будем играть «чистый» арт-рок, или настоящий хард-рок, или вообще что-то такое каноническое. Музыкант не должен думать о стиле -- это пусть медиа навешивают ярлыки. Посмотрите, что происходит в мире: наибольший успех имеют те, кто выходит за рамки стиля. Тот же Питер Гебриэл начинал как вокалист группы Genesis, но с тех пор ушел уже совсем далеко от той эстетики. То же самое с Филом Коллинзом. Да и сами Genesis давно не играют прогрессив-рок. Мы же все-таки собираемся исполнять музыку, которая была создана тогда. Но на репетициях мы играем ее с ощущениями сегодняшнего дня.

-- Думаете собрать «Олимпийский»?

Л.С.: -- Если серьезно, то думаем. Скепсис уместен, но есть причины, по которым мы рассчитываем если и не на аншлаг, то на присутствие достойного количества публики. Концерт будет уникальным -- первый и последний. Приурочен к всемирной гуманитарной акции Live Aid, а мы были частью этого события 20 лет назад. За это время критерии, уровень восприятия публики очень сильно поднялись: Москва уже видела артистов высочайшего уровня. Мы хотим, чтобы примером этого уровня теперь стала российская группа.

Л.Г.: -- Мы будем делать live surround, 5.1, как «домашний кинотеатр» -- такого звука никто в России еще не делал. Нам будут помогать шведские звуковики. Старые песни, все лучшие, переделанные, должны звучать свежее, более энергично. Будут музыканты разных составов (Артур Беркут, который сейчас поет в «Арии», Сергей Мазаев из «Морального кодекса» -- он с нами одно время работал в качестве саксофониста и певца). Думаем также записать концерт.

-- В России не делают поп- и рок-музыку, которая была бы конкурентоспособной в мире. В то же время некоторые музыканты имеют хорошую подготовку, прекрасно играют и участвуют в западных проектах (как непонятно откуда взявшийся Игорь Хорошев, который играл в Yes). Может быть, арт-рок для нас -- это путь на Запад?

А.С.: -- Кто как играет -- это не главное.

Л.Г.: -- Дело не в этом, а в оригинальности идеи. Очевидный пример: «Тату». Гениальная идея, но музыкальной составляющей там мало, главное, скажем так, социальный контекст. Насчет инструменталистов -- наши музыканты работают с зарубежными, мы по себе это знаем. Помню, пять лет назад на World Expo в Ганновере я принимал участие в конкурсе авторов песен, где люди из разных стран что-то сочиняли коллективно, и потом это дело исполнялось на публике. Так вот у меня были соавторы из Финляндии и Египта, в частности. Настолько разные национальности и разный менталитет -- оцените разброс! Египтянин не знал нот, играл на каких-то своих народных струнных инструментах и был потрясающим, прирожденным мелодистом... Даже если бы мы оба не говорили по-английски, то общий язык все равно бы нашли. Извините за банальность, но музыка -- второй всемирный язык. После секса. (Ситковецкому) Поправь меня, если я не прав.

А.С.: -- Ты прав. Вы поняли: Гуткин с египтянином написали песню и таким образом разрешили арабо-израильский конфликт.

-- Как 20 лет назад удавалось делать помпезные арт-роковые шоу в стране, где даже серийную модель гитары Fender купить было невозможно?

А.С.: -- Все доставали, как могли. Половину аппаратуры вообще сами сделали или на заказ. Но шоу было, да, помпезным: мы на гастроли гоняли по пять трейлеров с оборудованием! Помню, в Баку везли сухой лед -- по дороге половина растаяла... На нас смотрели, как на сумасшедших! «Автограф» даже в советское время жил по капиталистическим законам: мы зарабатывали деньги и сами доставали аппаратуру. Мы очень много работали. Строго говоря, мы были не группой, а семьей -- музыканты больше общались друг с другом, чем со своими реальными семьями. Мы старались жить в своем мире, чтобы никак не соприкасаться с советской действительностью...

-- А сегодня такой радикальный эскапизм оправдан?

А.С.: -- Хороший вопрос... Отвечу уклончиво: оправдан, если творческий человек ощущает в этом потребность.
Беседовал Александр БЕЛЯЕВ
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  03.03.2005
На московских экранах фильм «На обочине»
Майлз (Пол Джаматти), неудачливый писатель, перебивающийся преподаванием ненавистной литературы, вместе со своим лучшим другом Джеком (Томас Хейден Черч), телевизионным актером, который каждый раз напрягается при малейшей возможности быть узнанным, отправляются в тур по Калифорнии, чтобы попробовать местное вино и хоть немножко разобраться в жизни... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  03.03.2005
Михаил Циммеринг
Кшиштоф Занусси и Никита Михалков рассказали о совместном кинопроекте
Польский режиссер (как его представили на пресс-конференции, «режиссер, принадлежащий к мировой культуре») Кшиштоф Занусси собрал московских журналистов по поводу окончания съемок и монтажа своего нового фильма с рабочим названием Persona non grata... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  03.03.2005
Арт-рок-группа «Автограф» намерена воссоединиться и выступить на шоу Live Aid
Если наугад опросить меломанов, что они думают по поводу возрождения группы «Автограф», половина наверняка ответит: «Зачем им это?», другая спросит: «А кто это?» Оба вопроса совершенно резонны, причем начинать отвечать надо со второго... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  03.03.2005
В Черемушках открылся новый концертный зал «Оркестрион»
До конца концертного сезона в Новых Черемушках каждую среду будут играть лучшие академические музыканты с безупречной артистической репутацией и отменным вкусом. В центре города такие пользуются почетом и уважением -- их камерные программы собирают самую изысканную и просвещенную публику... >>
//  читайте тему:  Музыка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика