N°32
25 февраля 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  25.02.2005
На лыжах по асфальту
Роман Козак и Константин Райкин вышли на битву с «Косметикой»

версия для печати
Ряд белых легких кресел (привычная мебель аэропорта), в вышине -- шесть синих светящихся экранов. На них вздрагивают и ползут вверх строчки улетающих-приземляющихся рейсов. Объявление по трансляции: рейс на Барселону задерживается по техническим причинам. Вышедший на сцену человек с чемоданом (поставивший спектакль Роман Козак, главный режиссер Театра имени Пушкина) слышит это объявление, явно произносит про себя все те слова, что мы произносим в подобных случаях, садится и раскрывает книжку. Почитать ему не удастся.

К нему обращается незнакомец (Константин Райкин) -- и несмотря на явное нежелание героя общаться, пристает с разговорами, рассказывает о себе, в том числе и о том, как двадцать лет назад изнасиловал какую-то девушку на кладбище, а еще через десять лет встретил ее снова и убил. Герой (его зовут Жером Ангюст, его собеседника -- Текстор Тексель) пытается скрыться от льющихся в уши отвратительных подробностей -- но куда денешься в зале ожидания, если несносный человек следует за тобой по пятам? И Жером Ангюст вынужден слушать все это два часа двадцать минут -- вместе со зрительным залом.

Если бы Театр Пушкина ставил детектив, мне следовало бы умолчать о том, кто таков Текстор Тексель на самом деле. Но, хотя жанр никак не обозначен в программке, театр, вероятно, предполагает, что ставит философскую драму -- при этом в форме актерского бенефиса. И мощь философии, и яркость актерской игры должны выдержать раскрытие простого секрета. Так вот: Текстора Текселя «физически» не существует. Он -- «внутренний враг» Жерома Ангюста. Жером Ангюст ведет разговоры с дьяволом.

Из Константина Райкина вышел отличный такой, противненький мелкий бес. Ноги у него всегда чуть присогнуты в коленях, руки -- в локтях; нашептывая что-то в уши Жерому Ангюсту, он выглядывает то из-за левого, то из-за правого плеча. Роман Козак детально прорабатывает все превращения своего героя: от уверенности в себе, брезгливого отторжения назойливого незнакомца -- через любопытство к сюжету (человек рассказывает ему дикую, но затейливую историю) -- к горю (когда герой понимает, что речь идет о его погибшей жене) и безумию (собственно развязка, когда выясняется, что жену он сам и убил, только сумел выбросить это воспоминание из памяти -- а вот тут его дьявол вернулся и напомнил). Дуэт актеров внятен, чувствуется, что между ними существует глубинный внутренний контакт (что особенно важно именно при таком сюжете), и на спектакль безусловно стоит сходить именно ради актерской игры. Но.

С дьяволом разговаривали многие герои мировой литературы. Но мало кто из них так длинно и нудно, как герои Амели Нотомб. Дьявол у бельгийской писательницы, прославившейся романом про ужасы японских корпораций («Страх и трепет»; был номинирован на Гонкуровскую премию; по нему снят одноименный фильм), успевает рассказать про янсенистскую ересь и происхождение слова «косметика» (от «космоса»), но в человеческой душе плавает мелко и ничего нового про нее сообщить не может. «Бойцовский клуб» Чака Паланика, использующий тот же ход (даже знакомятся герои у Паланика в самолете, у Нотомб -- в аэропорту) и явно написанный раньше (действие «Косметики» происходит в 1999 году -- тогда-то и вышел фильм по «Клубу») на этом фоне по изобретательности выглядит просто «Фаустом», а по динамике -- «Формулой-1». Но динамика и литературная изобретательность, видимо, не кажутся Козаку необходимыми. Ему и Райкину помощь текста не нужна -- и так выберутся. Лидеры гонок на лыжах по асфальту.
Анна ГОРДЕЕВА
//  читайте тему  //  Театр


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  25.02.2005
Виктор Баженов
В Театре имени Маяковского поставлена последняя пьеса Артура Миллера
Премьеру «Спуска с горы Морган» театру пришлось просрочить: актер Эммануил Виторган в самый ответственный момент отказался играть роль главного героя, Лимэна Фельта. Возможно, ему разонравился персонаж, который две трети времени проводит в больничной койке... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  25.02.2005
После кончины Эдуарда Гороховского проходят его новые выставки
Очередная выставка классика московского неофициального искусства Эдуарда Гороховского в галерее «Файн Арт» названа «Русские писатели» и анонсировалась как первый показ портретов Ахматовой, Пастернака, Маяковского, Гоголя и Чехова, сделанных еще в середине 90-х, но не обнародованных прежде... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  25.02.2005
Роман Козак и Константин Райкин вышли на битву с «Косметикой»
Ряд белых легких кресел (привычная мебель аэропорта), в вышине -- шесть синих светящихся экранов. На них вздрагивают и ползут вверх строчки улетающих-приземляющихся рейсов. Объявление по трансляции: рейс на Барселону задерживается по техническим причинам... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  25.02.2005
Свежие журналы. >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика