N°232
13 декабря 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.12.2005
Мастер церемоний
Аркадий Володось дал первый сольный концерт в Москве

версия для печати
Если попросить европейского меломана назвать трех самых известных русских пианистов современности, то почти наверняка в эту тройку войдут -- в любой последовательности -- Михаил Плетнев, Евгений Кисин и Аркадий Володось. В Москве по первым двум позициям сойдутся без споров, но вот реального положения дел с последним фигурантом столичная публика себе не представляет -- иначе в минувшее воскресенье Светлановский зал Дома музыки не был бы позорно неполон, а половину публики не составляли бы люди с бесплатными пригласительными. Так или иначе, не привыкший к прогалинам в амфитеатре и пустой галерке Аркадий Володось сыграл два отделения. Четыре часа -- ровно столько ему хватило, чтобы реабилитироваться в глазах не знавшей о нем и его мировой известности публики.

У Володося особый статус в пианистическом сообществе -- он никогда не был «подающим надежды», «многообещающим», «перспективным» пианистом; рывком ворвавшись на фортепианный олимп со своим первым альбомом, он утвердился на нем одним из владетельных князей. От него исходит ощущение спокойствия и сознания собственных возможностей: ни одного жеста в зал, никаких улыбок для публики -- она явно лишняя в его диалоге с черно-белыми клавишами, но он дозволяет ей присутствовать при этом магическом процессе. Такая чопорная, патриархальная манера поведения была, кажется, свойственна знаменитым пианистам прошлого -- от Кемпфа до Рихтера, но сейчас она в диковинку -- тем более для Москвы, где самой популярной формой взаимодействия массы и артиста остается юмористическое шоу с шутками-прибаутками. Столь же патриархальным, как и внешний вид, кажется и стиль игры Володося -- взращенный на нейгаузовской традиции с ее безраздельным приоритетом чистого, певучего звука, но помноженный на его собственные идеи и темперамент. Выстроив оппозицию: Шуберт (первое отделение) -- Лист (второе), пианист играючи произвел инвентаризацию наших представлений о двух авторах. Первый, гласит канон, должен быть самоуглубленным и чуть инфантильным, второй -- блестящим и без всяких задних мыслей. В версии Володося все гораздо более сложно: ранний Шуберт (две фортепианные сонаты) отсвечивает тенями венских классиков с их строгостью и выверенностью каждой трели, обнаруживая бесчисленное множество звуковых градаций, а в Листе (фрагменты из цикла «Годы странствий») открываются бездонные пропасти и лазурные дали. Феерическая виртуозность Володося, за долю секунды выплескивающего в зал сотни звуков, не становится для него самоцелью -- пассажи зачаровывают не столько своим качеством, сколько тем, как осмысленно Володось подтекстовывает ими основную драматургическую линию в каждом опусе. И даже после головоломных трудностей «Венгерской рапсодии» Листа в еще более головоломной собственной обработке ему не приходит в голову картинно вскочить на последнем аккорде и принять в объятия стонущую от восторга аудиторию. Вместо этого он играет четыре биса, учтиво кланяется и уходит за кулисы с тем же непроницаемым лицом, с которым и появился перед публикой.
Михаил ФИХТЕНГОЛЬЦ
//  читайте тему  //  Музыка


  КУЛЬТУРА  
  • //  13.12.2005
«Привет семье» как альтернатива «Кинг Конгу»
Под Рождество в родительский дом съезжается многочисленное потомство четы Стоун (Крейг Т. Нельсон и Дайана Китон). По всему видно, что Стоуны провели бурную молодость и не сильно беспокоились о таких пустяках, как планирование семьи и контрацепция, -- отпрысков много, и все -- одного поля ягода: сексапильная, но при том парадоксально неудачливая в личной жизни Эми (Рашель Макадамс); вечно обкуренный Бен (Люк Уилсон); перманентно беременная Сюзанна (Элизабет Ризер), которая на вопрос «А где же, милочка, твой муж?», резонно интересуется: «Какой такой муж?»; глухой Тэд (Тайрон Джиордано), который по традиции приехал в родные пенаты с чернокожим сожителем, с которым они дожидаются разрешения на усыновление ребенка. В общем, дети «детей цветов» во всей красе. На этом живописном фоне любимый сын Эверетт (Дермот Малруни) кажется почти что парией: он вполне устроен в жизни и в самом скором времени собирается жениться на обычной девушке. Свою невесту Мередит (Сара Джессика Паркер) Эверетт приводит в дом впервые, и она -- такая правильная, собранная, целеустремленная, ковыляющая по заснеженным тропинкам на дорогущих шпильках, -- сразу же пришлась не ко двору. Отпустила несколько неудачных комплиментов, положила в свое фирменное рождественское блюдо запрещенные из-за маминой аллергии грибы, а знакомясь с глухим братом Тэдом, не нашла ничего лучше, как прощебетать: «Очень приятно! Я так много о вас... слышала!» Неудивительно, что на нее смотрят косо, а во время традиционной игры в шарады язвительная Эмми вынуждает Мередит изобразить название фильма Франсуа Трюффо «Невеста была в черном» (тот, кто видел этот фильм, понимает, насколько оскорбительно такое задание для барышни, собирающейся под венец). В отчаянной попытке спасти положение Мередит вызывает на подмогу свою младшую сестру Джулию (Клер Дейнс), но когда та в прямом смысле слова вываливается из автобуса под ноги встречающим, ситуация становится еще более запутанной и двусмысленной. Так что если после прошлого Рождества уборка в доме Стоунов затянулась до февраля, то нынче она грозит закончиться в лучшем случае к Пасхе. >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  13.12.2005
Аркадий Володось дал первый сольный концерт в Москве
Если попросить европейского меломана назвать трех самых известных русских пианистов современности, то почти наверняка в эту тройку войдут -- в любой последовательности -- Михаил Плетнев, Евгений Кисин и Аркадий Володось... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  13.12.2005
Сергей Хачатуров
Современное искусство заботится о дорогом имидже
В Музее архитектуры открылась выставка двух архитекторов, Петера Швегера и Сергея Чобана, победителей конкурса проектов воздвижения на участке №13 московского делового центра «Москва-Сити» нового административного здания... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  13.12.2005
Новые книги. >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  13.12.2005
На прошлой неделе в Англии прошла мировая премьера экранизации знаменитой книги Клайва Льюиса «Хроники Нарнии» -- "Лев, Колдунья и платяной шкаф" (режиссер Эндрю Адамсон, соавтор популярных «Шреков»)... >>
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ