N°219
24 ноября 2005
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 ТЕНДЕНЦИИ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.11.2005
Жизнь после нефти
версия для печати
Наступление будущего, когда на Земле иссякнет последняя капля нефти, началось уже сегодня. Европейские «зеленые» перед лицом продолжающихся скачков цен на углеводородное топливо бросили клич: «Прочь от нефти!» Это, казалось бы, чисто символическое заклинание успело кое-где найти самый живой отклик в высших сферах государственной политики.

Первыми без нефти останутся шведы

Правительство Швеции на днях официально объявило о намерении шаг за шагом отходить от зависимости этой скандинавской страны от нефти. К 2020 году, как убежден премьер-министр социал-демократ Йоран Перссон, шведы полностью выйдут из-под зависимости от углеводородного топливного сырья. Сам Перссон объявил, что это является одним из государственных приоритетов Швеции. Премьер намерен лично возглавить правительственную комиссию, которая будет разрабатывать дальнейшую стратегию развития энергетики в этом направлении.

Министр инфраструктуры Швеции Мона Салин уже представила отдельные такие начинания. Так, владельцы отдельных домов будут получать от государства весомые дотации, если начнут топить свои котельные биогазом или с помощью геотермальных источников. В рамках своего членства в Европейском союзе шведы намерены добиваться повышения разрешенных сейчас 5% этанола в бензине. На разработку новых энергетических технологий шведы в 2006 году предполагают израсходовать 80 млн евро. Правда, пока еще никому не удалось убедить шведских автолюбителей начать пересаживаться на более экономичные марки. Поэтому и бензина на дорогах они расходуют на 20% больше, чем в среднем по Европе. А правительство тем временем направляет миллиарды крон в повышение эффективности энергопользования.

Берлинские скопидомы

В этом смысле многочисленные берлинские чиновники являют собой редкий пример дисциплинированного движения по дороге к экологичному будущему. Социал-демократы, правящие в столичном сенате, предприняли попытку вынудить администрации и частных застройщиков экономить ресурсы и форсировать использование альтернативных энергий. Кроме того, все неосвоенные в течение года финансовые госсубсидии должны будут в обязательном порядке направляться на улучшение термозащиты общественных зданий. При строительстве новых зданий для получения горячего водоснабжения должны использоваться солнечные установки. Инвестиции будут формироваться за счет текущей экономии энергоресуров. До марта 2006 года городским властям Берлина предстоит принять перспективную программу в области энергосбережения, в названии которой перемешаны сразу несколько «социальных» лозунгов: «Прочь от сгораемых источников энергии -- Охрана окружающей среды создает новые рабочие места».

Одними увещеваниями экономить тепло и бензин правительство Берлина не ограничивается. Одним из конкретных шагов стало недавно принятое постановление, согласно которому всем административным и общественным учреждениям начиная с 2007 года разрешается приобретать только такие автомобили, которые расходуют в городском режиме езды менее 6,5 литра на 100 километров. На этом топливное скопидомство отцов города не ограничится: с 2009 года авто берлинского чиновника не будет расходовать больше 5,5 литра, а с 2011 года -- ровно 5 литров бензина.

По такой же модели будет происходить энергосбережение и на грузовом автотранспорте. Не исключение и полиция. Берлинским полицейским придется постепенно распрощаться с BMW, расходующими 9,6 литра дизельного топлива на 100 км. Пока для них приобретено сто новых VW Touran. Однако новые полицейские машины сразу же оказались под огнем критики: по итогам теста они израсходовали «целых» 7,9 литра и потому могут считаться лишь временным решением.

E.ON Ruhrgas расставляет ориентиры

Мобильность со временем будет обходиться человечеству все дороже. По прогнозам нефтегазовой корпорации BP, мировой парк автомобилей с нынешних 800 млн увеличится к 2050 году до примерно 2 млрд. А ведь еще 40 лет назад по всей планете передвигалось лишь 60 млн автомобилей. Производители и продавцы нефти не склонны сеять страх и сомнения. «Нефти в нынешнем столетии хватит на всех», -- щедро объявил на прошедшем на днях в Швейцарии международном форуме «Автомобиль в дискуссиях будущего» генеральный директор BP Schweiz Марсель Кремер. Однако не все эксперты разделяют подобный оптимизм. «Если мы хотим и через 20--40 лет остаться на колесах, тот мы должны уже сегодня расставить необходимые ориентиры», -- отметил Петер Браун, глава швейцарской компании iQ Power и инициатор форума.

Один из таких ориентиров -- использование энергии топливного элемента. Созданием технологии этого революционного вида энергии уже более 15 лет занимается центр перспективных разработок немецкой газовой компании Е.ON Ruhrgas в городе Дорстене. Еще с 1992 по 1997 год E.ON Ruhrgas совместно с городским энергопредприятием Бохума провел испытания и техническую проверку первого в Германии топливного элемента с использованием фосфорной кислоты. Агрегат мощностью 200 киловатт в течение почти 33 тыс. часов вырабатывал в условиях эксперимента электроэнергию и тепло. Следующим этапом разработок в Дорстене стал высокотемпературный топливный элемент мощностью 300 кВт, который был разработан и испытан совместно с фирмой MTU. В последние годы E.ON Ruhrgas концентрируется на создании топливных элементов по выработке тепла, в которых для получения чистого водорода используется природный газ.

Две пивные кружки на 100 километров

Однако, пожалуй, больше всего перспективами «жизни после нефти» озабочена европейская автомобильная промышленность. Ее флагман DaimlerChrysler официально объявил о своем намерении в ближайшие десять лет выпустить серийный Mercedes, который будет приводиться в движение энергией топливного элемента. Речь идет о так называемом гибридном приводе -- сочетании водородного топливного элемента и электромотора. Плюсы и минусы такой машины будущего очевидны. Прежде всего, абсолютная экологическая чистота, ведь выхлоп состоит из паров воды. Но при этом пока такие автомобили будут страдать избыточным весом за счет дополнительных электромоторов, батарей, приводов и т.п. А это неизбежно снова приведет к росту габаритов машин.

Конкуренция уже началась. Перспективную разработку Audi A2H2 в Мюнхене представили шеф правления компании Мартин Винтеркорн и глава правительства Баварии Эдмунд Штойбер. Особенностью будущей машины Audi стала опора на все ту же «гибридную философию». Электромотор с максимальной мощностью до 148 л.с. снабжается электроэнергией из топливного элемента. Эта электроэнергия вырабатывается в топливном элементе с помощью водорода. В качестве дополнительного источника энергии служит аккумуляторная батарея, которая заряжается при торможении автомобиля. Во время ускорения (за 11 секунд до 100 км/час) оба источника энергии используются одновременно, что позволяет достичь максимальной скорости 175 км/час.
Юрий ШПАКОВ


  ЭНЕРГИЯ ЕВРОПЫ  
  • //  21.11.2005
Одним из ведущих участников проекта строительства Северо-Европейского газопровода стал немецкий энергетический концерн E.ON. Его дочернее газовое предприятие E.ON Ruhrgas является первопроходцем поставок российского природного газа в Германию и другие страны Западной Европы... >>
  • //  21.11.2005
АР
«Газпром» обходит Украину методом проб и ошибок
Руководители России, Италии и Турции Владимир Путин, Сильвио Берлускони и Реджеп Эрдоган 17 ноября торжественно открыли газопровод «Голубой поток». Совместный проект госкомпаний трех стран называли голубой мечтой из-за технической сложности и дороговизны... >>
  • //  21.11.2005
Кирилл Каллиников
Партнерство «Газпрома» и Европы продолжает развиваться
Потребление природного газа в мире в целом и в Европе в частности в последние годы растет опережающими темпами. По оценке международной газовой ассоциации "Седигаз", в 2004 году мировое газопотребление увеличилось на 3% по сравнению с предыдущим годом и достигло 2771 млрд кубометров... >>
  • //  21.11.2005
AP
Трансбалтийская труба рождается на волне противоречий
В начале декабря в Вологодской области пройдет официальная церемония начала строительства Северо-Европейского газопровода. Для того чтобы поставлять европейским потребителям дополнительные объемы газа в следующем десятилетии, «Газпром» проложит около тысячи километров трубы от поселка Грязовец до Выборга... >>
  • //  21.11.2005
Мировой спрос на нефть и газ в ближайшие 25 лет возрастет на 50%. Чтобы снизить уровень зависимости от арабского мира, как считает Международное энергетическое агентство (МЭА), индустриально развитые страны должны больше инвестировать в ядерную энергетику и возобновляемые источники энергии... >>
  • //  21.11.2005
Страны придерживаются принципов проводимой ими в настоящее время политики. Нефтедобывающие страны осуществляют активные инвестиции в нефтегазовую отрасль. В 2030 году потребность в энергии в мире возрастает на 50% по сравнению с нынешней... >>
  • //  21.11.2005
С какими актуальными вызовами сталкиваются сегодня глобальные рынки энергии и что их ожидает в обозримом будущем? Об этом в интервью немецкому специализированному изданию gasette рассказывает Клод МАНДИЛЬ, исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА)... >>
  • //  21.11.2005
Reuters
Россия не смогла воспользоваться преимуществами торговли квотами на выбросы парниковых газов
В начале декабря в Монреале состоятся переговоры представителей стран, ратифицировавших Киотский протокол. Как заявил замминистра иностранных дел России Александр Яковенко, цель, которую поставили перед собой участники конференции, -- придать новый импульс реализации обязательств протокола, а также достичь консенсуса по обязательствам «посткиотского» периода... >>
  • //  21.11.2005
Наступление будущего, когда на Земле иссякнет последняя капля нефти, началось уже сегодня. Европейские «зеленые» перед лицом продолжающихся скачков цен на углеводородное топливо бросили клич: «Прочь от нефти!» Это, казалось бы, чисто символическое заклинание успело кое-где найти самый живой отклик в высших сферах государственной политики. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика