|
|
N°219, 24 ноября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жизнь после нефти
Наступление будущего, когда на Земле иссякнет последняя капля нефти, началось уже сегодня. Европейские «зеленые» перед лицом продолжающихся скачков цен на углеводородное топливо бросили клич: «Прочь от нефти!» Это, казалось бы, чисто символическое заклинание успело кое-где найти самый живой отклик в высших сферах государственной политики.
Первыми без нефти останутся шведы
Правительство Швеции на днях официально объявило о намерении шаг за шагом отходить от зависимости этой скандинавской страны от нефти. К 2020 году, как убежден премьер-министр социал-демократ Йоран Перссон, шведы полностью выйдут из-под зависимости от углеводородного топливного сырья. Сам Перссон объявил, что это является одним из государственных приоритетов Швеции. Премьер намерен лично возглавить правительственную комиссию, которая будет разрабатывать дальнейшую стратегию развития энергетики в этом направлении.
Министр инфраструктуры Швеции Мона Салин уже представила отдельные такие начинания. Так, владельцы отдельных домов будут получать от государства весомые дотации, если начнут топить свои котельные биогазом или с помощью геотермальных источников. В рамках своего членства в Европейском союзе шведы намерены добиваться повышения разрешенных сейчас 5% этанола в бензине. На разработку новых энергетических технологий шведы в 2006 году предполагают израсходовать 80 млн евро. Правда, пока еще никому не удалось убедить шведских автолюбителей начать пересаживаться на более экономичные марки. Поэтому и бензина на дорогах они расходуют на 20% больше, чем в среднем по Европе. А правительство тем временем направляет миллиарды крон в повышение эффективности энергопользования.
Берлинские скопидомы
В этом смысле многочисленные берлинские чиновники являют собой редкий пример дисциплинированного движения по дороге к экологичному будущему. Социал-демократы, правящие в столичном сенате, предприняли попытку вынудить администрации и частных застройщиков экономить ресурсы и форсировать использование альтернативных энергий. Кроме того, все неосвоенные в течение года финансовые госсубсидии должны будут в обязательном порядке направляться на улучшение термозащиты общественных зданий. При строительстве новых зданий для получения горячего водоснабжения должны использоваться солнечные установки. Инвестиции будут формироваться за счет текущей экономии энергоресуров. До марта 2006 года городским властям Берлина предстоит принять перспективную программу в области энергосбережения, в названии которой перемешаны сразу несколько «социальных» лозунгов: «Прочь от сгораемых источников энергии -- Охрана окружающей среды создает новые рабочие места».
Одними увещеваниями экономить тепло и бензин правительство Берлина не ограничивается. Одним из конкретных шагов стало недавно принятое постановление, согласно которому всем административным и общественным учреждениям начиная с 2007 года разрешается приобретать только такие автомобили, которые расходуют в городском режиме езды менее 6,5 литра на 100 километров. На этом топливное скопидомство отцов города не ограничится: с 2009 года авто берлинского чиновника не будет расходовать больше 5,5 литра, а с 2011 года -- ровно 5 литров бензина.
По такой же модели будет происходить энергосбережение и на грузовом автотранспорте. Не исключение и полиция. Берлинским полицейским придется постепенно распрощаться с BMW, расходующими 9,6 литра дизельного топлива на 100 км. Пока для них приобретено сто новых VW Touran. Однако новые полицейские машины сразу же оказались под огнем критики: по итогам теста они израсходовали «целых» 7,9 литра и потому могут считаться лишь временным решением.
E.ON Ruhrgas расставляет ориентиры
Мобильность со временем будет обходиться человечеству все дороже. По прогнозам нефтегазовой корпорации BP, мировой парк автомобилей с нынешних 800 млн увеличится к 2050 году до примерно 2 млрд. А ведь еще 40 лет назад по всей планете передвигалось лишь 60 млн автомобилей. Производители и продавцы нефти не склонны сеять страх и сомнения. «Нефти в нынешнем столетии хватит на всех», -- щедро объявил на прошедшем на днях в Швейцарии международном форуме «Автомобиль в дискуссиях будущего» генеральный директор BP Schweiz Марсель Кремер. Однако не все эксперты разделяют подобный оптимизм. «Если мы хотим и через 20--40 лет остаться на колесах, тот мы должны уже сегодня расставить необходимые ориентиры», -- отметил Петер Браун, глава швейцарской компании iQ Power и инициатор форума.
Один из таких ориентиров -- использование энергии топливного элемента. Созданием технологии этого революционного вида энергии уже более 15 лет занимается центр перспективных разработок немецкой газовой компании Е.ON Ruhrgas в городе Дорстене. Еще с 1992 по 1997 год E.ON Ruhrgas совместно с городским энергопредприятием Бохума провел испытания и техническую проверку первого в Германии топливного элемента с использованием фосфорной кислоты. Агрегат мощностью 200 киловатт в течение почти 33 тыс. часов вырабатывал в условиях эксперимента электроэнергию и тепло. Следующим этапом разработок в Дорстене стал высокотемпературный топливный элемент мощностью 300 кВт, который был разработан и испытан совместно с фирмой MTU. В последние годы E.ON Ruhrgas концентрируется на создании топливных элементов по выработке тепла, в которых для получения чистого водорода используется природный газ.
Две пивные кружки на 100 километров
Однако, пожалуй, больше всего перспективами «жизни после нефти» озабочена европейская автомобильная промышленность. Ее флагман DaimlerChrysler официально объявил о своем намерении в ближайшие десять лет выпустить серийный Mercedes, который будет приводиться в движение энергией топливного элемента. Речь идет о так называемом гибридном приводе -- сочетании водородного топливного элемента и электромотора. Плюсы и минусы такой машины будущего очевидны. Прежде всего, абсолютная экологическая чистота, ведь выхлоп состоит из паров воды. Но при этом пока такие автомобили будут страдать избыточным весом за счет дополнительных электромоторов, батарей, приводов и т.п. А это неизбежно снова приведет к росту габаритов машин.
Конкуренция уже началась. Перспективную разработку Audi A2H2 в Мюнхене представили шеф правления компании Мартин Винтеркорн и глава правительства Баварии Эдмунд Штойбер. Особенностью будущей машины Audi стала опора на все ту же «гибридную философию». Электромотор с максимальной мощностью до 148 л.с. снабжается электроэнергией из топливного элемента. Эта электроэнергия вырабатывается в топливном элементе с помощью водорода. В качестве дополнительного источника энергии служит аккумуляторная батарея, которая заряжается при торможении автомобиля. Во время ускорения (за 11 секунд до 100 км/час) оба источника энергии используются одновременно, что позволяет достичь максимальной скорости 175 км/час.
Юрий ШПАКОВ