N°101 09 июня 2005 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Квартальный отчет Сегодня открывается Новое здание Музея личных коллекций ГМИИ
Отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, существующий уже двадцать лет, в январе 1994 года сам превратился в полноценный музей, открыв свое собрание для публики в здании бок о бок с ГМИИ, на Волхонке, 14, в бывшем левом флигеле усадьбы Голицыных. Но за истекшие десять лет фонды МЛК значительно пополнились (в настоящее время здесь хранится около семи тысяч произведений из тридцати частных собраний, переданных в дар государству) и уже не вмещаются в залы флигеля. К тому же его второй этаж всегда действовал как помещение для временных выставок самого ГМИИ. И тогда дирекция Пушкинского музея решила окончательно превратить пресловутый флигель после реконструкции в выставочный зал. А МЛК перевести в новое, специально отреставрированное здание на Волхонке, 10 (точнее, в единый архитектурный ансамбль из двух строений, памятников XVIII--XIX веков). Оно было передано московским правительством в собственность ГМИИ еще в 1988 году, но в божеский вид приведено только сейчас. И сегодня здесь в узком кругу справляет новоселье Музей личных коллекций. А с завтрашнего дня наведаться сюда может каждый желающий.
Факт сей, безусловно, отраден. Однако перед рецензентом стоит непосильная задача, ибо радикальных новаций в самой экспозиции не случилось. Основной принцип ее остался прежним -- позальная репрезентация отдельных собраний, переданных в дар музею владельцами, ныне уже покойными. (Наследники, слава богу, живы.) И обсуждать особенности вкуса человека, который перед отходом в лучший мир решился превратить честно накопленное в общенародное достояние, право слово, неэтично. Не все вещи дотягивают до так называемого музейного уровня, но дело именно в том, что МЛК -- уникальный музей, представляющий скорее личность того или иного собирателя, нежели цельную и качественную историю искусства. По крайней мере таким он был придуман Ильей Зильберштейном -- коллекционером, с чьего собрания начался музей и к столетию которого новое его здание стало отменным подарком-приношением. Но, обходя экспозиционную конкретику, нельзя не отметить несколько принципиальных вещей, превращающих открытие нового здания Музея личных коллекций в своего рода культурную революцию. Во-первых, главные залы первого этажа отданы авангарду -- первому (Александр Родченко с женой Варварой Степановой, Давид Штеренберг, Александр Тышлер) и второму (художники-нонконформисты 60-х Дмитрий Краснопевцев и Владимир Вейсберг). Четкое акцентирование не притупившегося еще зрительского внимания именно на искусстве эксперимента как основной ценности, которым располагает музей, -- это кажущийся невозможным для чопорного ГМИИ смелый и ответственный поступок. Если к тому же в «родченковском» зале золоченые бутиковско-отельные перила перекрасят, как обещано, в черно-белые конструктивистские цвета -- перед дирекцией можно просто встать на колени. Как ни странно, не менее важным считаю появление в экспозиции медиазала, в котором на больших плазменных экранах будут показывать кино про коллекцию, коллекционеров и значение той или иной работы для истории искусства -- этакую виртуальную экскурсию. Над фильмами в качестве эксперта трудилась Ольга Шишко -- главный в России специалист в загадочной для большинства сфере видео-арта и сетевого искусства, куратор соответствующих выставок и авторитетный теоретик, основатель студии «Медиаартлаб». Привлечение к традиционной для музея просветительской деятельности человека с «актуальной» оптикой и соответствующим бэкграундом -- еще одно радикальное решение. Более того, в новом здании МЛК (отдел по связям с общественностью ГМИИ требует даже писать с большой буквы -- Новое здание) отметился еще один персонаж из области современного искусства -- известный московский художник-минималист Александр Константинов. Отметился, впрочем, не в самом музее, а в его внутреннем дворике. Не функционирующие пока, но уже переданные ГМИИ постройки-руины вокруг МЛК он затянул черной пленкой, на которой белым скотчем выклеены условные архитектурные пейзажи -- оконные и дверные проемы, скаты крыш и т. д. Произведение под названием «Белый квартал» занимает 1100 квадратных метров и было создано в течение одного месяца -- с помощью волонтеров из Архитектурного института и МГУ. Как раз о квартале. С появлением Нового (sic!) здания Музея личных коллекций и превращения голицынского флигеля в гигантский выставочный зал комплекс ГМИИ им. А.С. Пушкина становится настоящим «музейным кварталом» -- наподобие тех конгломератов, что уже существуют в Вене или Бонне. Другое дело, что на Западе в единый ансамбль добровольно сливаются разные музеи, пытаясь предоставить зрителю возможность выбора того вида искусства, который ему ближе всего. У нас же музей-монстр растет вширь, подобно раковой опухоли. Нездоровая гигантомания заметна и в архитектурном решении Нового здания МЛК с его упомянутыми золочеными перилами, мраморными полами в стиле дорогого сортира и бессмысленным атриумом, достойным не то торгового комплекса, не то пятизвездочного отеля. Но то родимые пятна современной российской действительности, в которой тончайшие эстетические опыты Константинова уживаются с церетелиевским размахом проектировщиков-реставраторов. А выставленные радикальные эксперименты «революционера духа» Александра Родченко сопрягаются с навязчиво расставленными по всей экспозиции бронзовыми собачками, лошадками и прочей безвкусной анималистикой. Так вышло! Но хорошо, что хоть так. С новосельем, короче.
Алиса Фрейндлих показала на Чеховском фестивале высший класс Эпиграфом к спектаклю «Оскар и Розовая дама» (Театр им. Ленсовета, режиссер -- Владислав Пази) следовало бы поставить строчку из раннего, желтокофточного Маяковского: «Я люблю смотреть, как умирают дети». Ситуация такая: в больнице после неудачной операции умирает от рака крови десятилетний мальчик Оскар. >>
Сегодня открывается Новое здание Музея личных коллекций ГМИИ Отдел личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, существующий уже двадцать лет, в январе 1994 года сам превратился в полноценный музей, открыв свое собрание для публики в здании бок о бок с ГМИИ, на Волхонке, 14, в бывшем левом флигеле усадьбы Голицыных... >>
С 12 по 26 июня в Москве пройдет конкурс пианистов имени Святослава Рихтера Одно из самых амбициозных мероприятий юбилейного года Рихтера -- конкурс пианистов его имени -- будет сильно отличаться от многих музыкальных соревнований как минимум условиями проведения и участия и, возможно, даже своими результатами... >>
В театре Анатолия Васильева открылся закрытый семинар «Культура -- это не инженерное мастерство, это мастерство садовника» -- так к концу вчерашней пресс-конференции сформулировал свое кредо Томас Ричардс, руководитель «Рабочего центра Ежи Гротовского и Томаса Ричардса»... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|