N°84
19 мая 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.05.2004
Хорошее отношение к приватизации
Директора музеев вспомнили о памятниках, ставших жертвами "собственнической неразберихи"

версия для печати
18 мая -- Международный день музеев. Накануне директора российских музеев пригласили журналистов в Фонд культуры для участия в «круглом столе» «Государство и музеи сегодня». Вели заседание директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский и начальник отдела музеев прежнего Министерства культуры РФ Анна Колупаева. Михаил Пиотровский обозначил взаимные обязательства музея и государства: музей обязан хранить и показывать, государство -- хранить и обеспечивать. Однако обеспечивать жизнедеятельность музея ему удается сегодня с трудом. Потому возникают побочные темы, как то: разграничение прав владения собственностью между государством и органами местного самоуправления и -- самая болезненная -- приватизация.

Приватизация стала причиной оживленной полемики участников «круглого стола». Директор Музея изобразительных искусств Ирина Антонова резко негативно оценила саму возможность приобретения музеев в личное пользование. Главная причина -- неотрегулированные права и обязанности собственников в России, печальным примером чему является приобретение и «улучшение» памятников усадебной архитектуры господином Брынцаловым. Оппонентом Антоновой выступил заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по культуре Александр Тягунов. Он считает, что приватизации бояться не надо. Ведь закон о приватизации -- объективная реальность, с которой -- хотим мы или нет -- необходимо считаться. Именно этот закон охраняет имеющие национальную ценность памятники и музеи от посягательств со стороны частных собственников. В то же время без закона о частной собственности не возникли бы новые, созданные чаяниями отдельных энтузиастов науки и бизнеса музеи, например музей Матвея Муравьева-Апостола. На встрече присутствовала его директор Татьяна Макеева. Она заинтересована в приватизации отданного музею здания эпохи классицизма, чтобы на него не посягали другие. Михаил Пиотровский отметил, что без понятия «частная собственность» Россия никогда бы не вернула себе коллекцию Фаберже, презентация которой прошла вчера в Кремле. Другое дело -- ограничение произвола собственника. Насущная проблема, над которой работает в настоящий момент комитет по культуре Думы, -- система контроля над собственностью, принятие закона об ограничении собственности.

Журналисты и музейщики вспомнили печальный пример, когда памятники стали жертвами «собственнической неразберихи». Это музей-усадьба «Архангельское». После принятия нового закона об охране памятников, не прописывающего понятия «музей-заповедник», администрация Красногорского района Московской области предложила утвердить как охранную зону только тот участок, где стоит усадьба. А старый Юсуповский парк принадлежит Государственному лесному фонду, который ничтоже сумняшеся после принятия нового Лесного кодекса (по нему вековые рощи могут быть переданы в долгосрочную аренду частному лицу или фирме) сдал лес, примыкающий к уникальному театру Архангельского, под застройку коттеджами. Федеральная власть в свое время не отдала территорию всего лесопарка музею, теперь юридически музей бесправен. Анна Колупаева еще раз акцентировала сложность и противоречивость проблемы частной собственности на культурное наследие. С одной стороны, памятники истории архитектуры (особенно в труднодоступных уголках провинции) могли бы быть спасены, если бы стали чьей-то собственностью. Но выстави их на аукцион -- и увидишь, что доброхотов приобрести не найдется. С другой стороны, на лакомую собственность (как в случае с музеем Алексея Толстого на Спиридоновке) всегда будут посягать, делая вид, что не знают о ее подлинном охранном статусе.

В завершение дискуссии накалившуюся обстановку разрядило весьма обаятельное выступление заведующей отделом Научно-художественного музея коневодства Московской сельскохозяйственной академии имени К.А. Тимирязева Юлии Кузнецовой. Рассказав об истории музея, она призвала всех любить лошадь, которая есть не что иное, как «совесть человечества». И вопрос приватизации лошади -- тоже философский. Ведь лошади элитных пород -- национальное достояние в ряду с Мавзолеем или Фаберже. Выступление г-жи Кузнецовой завершилось бурными и продолжительными аплодисментами. А потом директора и журналисты пошли в гостиную пить праздничный чай из хранящихся в Фонде культуры и являющихся национальным достоянием гжельских сервизов.
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  19.05.2004
Михаил Циммеринг
Коллекция пасхальных яиц наконец открыта для всеобщего обозрения
Выставка в Кремле -- долгожданная возможность лицезреть утраченные (в связи с революцией и закрытием частных коллекций как класса) и вновь обретенные (в связи с очередным этапом развития капитализма и возобновлением частного коллекционирования) Россией шедевры ювелирной фирмы Фаберже... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  19.05.2004
В Театре «ОКОЛО» поставлена «Лестничная клетка» Людмилы Петрушевской
Первый сборник пьес Людмилы Петрушевской, изданный, сколько помнится, уже при Горбачеве, лет через пятнадцать после того, как Людмила Стефановна стала писать пьесы, назывался «Песни ХХ века». Так же называлась одна из пьес, входящих в сборник... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  19.05.2004
Директора музеев вспомнили о памятниках, ставших жертвами "собственнической неразберихи"
18 мая -- Международный день музеев. Накануне директора российских музеев пригласили журналистов в Фонд культуры для участия в «круглом столе» «Государство и музеи сегодня»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  19.05.2004
Смотрите с 20 мая на московских экранах
Кинопремьеры недели. >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  19.05.2004
«Звезды белых ночей» отпразднуют 200-летие М.И. Глинки
30 мая премьерой оперы Глинки «Жизнь за царя» в постановке самого молодого и успешного режиссера российской оперной сцены Дмитрия Чернякова откроется ежегодный музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей», заметная часть которого посвящена юбилею «основоположника русской оперы» и любителя итальянской музыки... >>
//  читайте тему:  Театр
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика