N°81 14 мая 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Полный тупик Устроители «Арх-Москвы» всерьез поверили в смерть русской архитектуры
Ослепление любимой мыслью -- таков диагноз девятому фестивалю архитектуры и дизайна «Арх-Москва». Сперва куратор российского павильона Венецианской биеннале Евгений Асс, затем его сын, куратор некоммерческого проекта «Арх-Москвы» Кирилл Асс констатировали кончину архитектуры российской. По такому случаю Евгений Асс решил выставить на Венецианской биеннале не архитектурные проекты, а живых студентов, на глазах зрителей обучающихся у западноевропейских мэтров. По той же причине Асс-младший, а также Борис Бернаскони совместно с директором Музея архитектуры Давидом Саркисяном экспонатом своего раздела «Арх-Москвы» сделали надгробные плиты с фотографиями и эпитафиями трем уничтоженным в столице памятникам: Манежу, «Военторгу» и гостинице «Москва». Символом фестиваля стал дорожный знак «тупик»: буква «т» на синем фоне, вертикальная палочка -- белая, горизонтальная -- красная.
Пессимизм организаторов фестиваля вытравил все то, чем славилась «Арх-Москва» раньше: профессионализм подготовки, изобретательность, точную артикуляцию идей. Архитектура преставилась, и мы опустили руки... По сравнению с прошлым годом нынешняя «Арх-Москва» -- несколько шагов назад. Пространство никак не выстроено. Коммерческие и некоммерческие проекты слиплись в какую-то невкусную кашу. Давись, да и только. Почти вся коммерческая часть один в один напоминает кондовые выставки светильников, холодильников, зубоврачебного оборудования в Сокольниках и на Красной Пресне. Главный раздел некоммерческих проектов -- составленный из работ заслуженных и именитых отечественных мастеров «Арх-Каталог» -- является наглядной иллюстрацией тезиса модераторов выставки: «Новое слово никем не сказано, и не видно, чтобы кто-нибудь тянул руку». В основном представлены проекты или давние (Александр Бродский. Павильон для водочных церемоний на «Арт-Клязьме»), или «секонд-хендовские», откровенно подражательные. Один из тех, что относятся к последней категории, принадлежит сокуратору «Арх-Москвы» Борису Бернаскони, чье «здание-матрешка как форма национальной идеи» маловразумительно пародирует выставленный в период последней Венецианской биеннале проект башни Swiss Re, придуманной для Лондона сэром Норманом Фостером. Отобранные в ходе конкурса на представление России в Венеции студенческие работы во многих случаях интереснее и по крайней мере остроумнее работ «Арх-Каталога». Возможно, российские мэтры просто не считают «Арх-Москву» серьезным и статусным смотром? Забавно хотя бы потому, что в этом году специально на фестиваль прибыли с лекциями и выставками те, чьи имена на слуху не только в пределах Садового кольца: Фуксас, Чуми, Эгераат, Соттсасс... Они нас воспринимают серьезно, а мы себя нет. Опять загадочная душа в своем репертуаре... В первый день фестиваля самым ярким событием стала лекция патриарха европейского дизайна, руководителя бюро «Мемфис» итальянца Этторе Соттсасса. С юношеским вдохновением восьмидесятилетний старец рассказывал о метафизической сущности своего стиля, об антибуржуазном и антииндустриальном качестве своих работ. Многие из его объектов (от книжных полок до загородных вилл) построены по принципу «диагональной симметрии» и очень напоминают комбинацию стимулирующих творческое воображение разноцветных брусочков детского конструктора. Драйв искренний и простодушный. Такой же, как признание Соттсасса в том, что в бурные шестидесятые на галлюциногенное восприятие им пространства повлияло курение так называемых «специальных сигарет». В отчете о прошлой Венецианской арх-биеннале наша газета писала, что единственным проектом для России была представленная мастерской Соттсасса фабрика кухонь в Москве. Сегодня строительство продолжается. Так что выход из тупика архитектуры в России ищут. Но не соотечественники.... |
Каннский фестиваль открылся фильмом Педро Альмодовара «Дурное воспитание» В 57-й раз на набережную Круазетт съехались звезды, профессионалы киноиндустрии, журналисты и киноманы со всего мира. Почти половину этого срока почетных гостей на знаменитой, покрытой темно-красным ковром лестнице встречает президент Жиль Жакоб... >>
На экраны мира выходит экранизация «Илиады» «Гнев, о богиня, воспой Брэда Пита, Пелеева сына!» Сегодня, на следующий день после того, как фильм Вольфганга Петерсена «Троя» был представлен во внеконкурсной каннской программе, самая масштабная постановка года выходит в американский и всемирный прокат (в России премьера состоится ровно через неделю)... >>
В Москве продолжатся смотры новой музыки В субботу вечером в ГДРЗ на Малой Никитской (там, где раньше проходили «Альтернативы») откроется уже второй на этой неделе фестиваль новой музыки: чуть-чуть наложившись на «Альтернативу», «Длинные руки» продлятся с 15 по 19 мая... >>
Устроители «Арх-Москвы» всерьез поверили в смерть русской архитектуры Ослепление любимой мыслью -- таков диагноз девятому фестивалю архитектуры и дизайна «Арх-Москва». Сперва куратор российского павильона Венецианской биеннале Евгений Асс, затем его сын, куратор некоммерческого проекта «Арх-Москвы» Кирилл Асс констатировали кончину архитектуры российской... >>
Бобби Макферрин и вечер юмора в Зале Чайковского Великий американский хореограф русского происхождения Джордж Баланчин на вопрос «Как вы творите?» бесстрастно отвечал: «Творил Господь Бог. А мы народ развлекаем». Такие слова вполне мог бы сказать и Бобби Макферрин, человек религиозный, интровертный и при этом достаточно юморной... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|