N°74
28 апреля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  28.04.2004
«Туски» новейших течений
в ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка «Мир этрусков»

версия для печати
В весенней суете московских вернисажей экспозиция искусства этрусков рискнула оказаться всего лишь тихой семейной радостью историков античной культуры, готовящихся к экзаменам первокурсников искусствоведческого отделения МГУ да штатных сотрудников ГМИИ, где выставка открылась. Сама тема искусства этрусков может быть представлена в качестве нудной и пыльной экспозиции заштатного археологического (или этнографического) музея, а может -- в качестве повода для напряженного и интригующего артдиалога с новейшими художественными течениями. Организаторы новой масштабной, включающей около 500 произведений передвижной выставки -- минкультуры Италии, музеи региона провинции Тоскана -- выбрали второй вариант. Разумные люди: экспозиция «Мир этрусков» вышла лучшей из всех, показанных в ГМИИ с начала 2004 года.

Кто такие этруски? Народ, населявший с IX по I век до н.э. северо-восточную часть Апеннинского полуострова. Провинция Тоскана хранит память об этрусках в своем названии (этрусками и тусками называли аборигенов римляне). Античный историк Дионисий Галикарнасский считал этрусков наиболее древним местным народом на территории Италии. Сегодня эта точка зрения скорректирована. Преобладает мнение, что в этрусках перемешаны разные этнолингвистические элементы -- туземные италийские, европейские, восточные.

Творчество этрусков представлено в основном памятниками загробного культа (саркофагами, урнами, зеркалами с видениями потустороннего мира на обороте).

Входим в зал... На одном каменном саркофаге лежат каменные человеки, очень похожие на римлян, но только с пухлыми, «буддистскими» телами и блаженной «архаической» улыбкой. А в другой витрине -- зверская маска -- оберег от злых духов: страшнее только у ацтеков. Рядом стоит глиняный сосуд, расписанный в греческом, элегантном чернофигурном стиле. По соседству -- застежки-фибулы, от скифских не отличишь. И вот все это вламывается в наше сознание каким-то странным пластическим диссонансом. Все эволюционные ряды порушены, хронологические таблицы перечеркнуты. Хочешь понять, почему так? Но не можешь: этрусская культура -- terra incognita, даже письменность до сих пор не расшифрована. Остается блуждать по лабиринтам гиперссылок, аллюзий и цитат. Фрагмент -- И.О. Истины. На ум приходят аналогии с постмодернистским коллажем, например тем, который представил на Фотобиеннале Олег Кулик, смонтировав на черном фоне детали дерущихся и танцующих человеческих фигур, взяв за основу композицию знаменитого и тоже фрагментарного Алтаря Зевса в Пергаме. Из разных цитат слагается нечто, чей завершенный образ достраивается лишь творческим воображением.

Чтобы искусство этрусков визуально рифмовалось с идеями Contemporary Art, необходимо главным героем сделать сам принцип экспонирования. По традиции, предложенной архитектором нового пространства древних собраний музеев Италии (музей Castelveccio в Вероне) Карло Скарпа, этот принцип -- диалог фактуры, текстуры, пластики древних памятников с модульным модернистским дизайном. Шероховатые, обветренные, рукотворные предметы поселились внутри прямоугольных ниш-эдикул, выстроившихся правильными рядами во мраке перегороженных черными ширмами залов. Точный свет, точный ритм, полная сосредоточенность. И самое потрясающее, что этот дизайн для путешествующей по городам мира передвижной этрусской выставки придумал не архитектор, а занимающий административную должность в комитете по культуре города Ареццо координатор экспозиции Даниэле Виртуозо. Не место красит человека, а человек -- фамилию!
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  28.04.2004
Михаил Циммеринг
Издательство «Время» выпустило первый роман Евгения Гришковца
Кто не слышал Евгения Гришковца (не видел его на театральных подмостках), наверняка хоть что-то о Гришковце слышал. Еще бы. Новая сказка о Золушке. Был тихий провинциал. Жил то ли в Сибири, то ли в Калининграде. Что-то писал, что-то произносил со сцены. И вдруг выяснилось, что без него не могут обойтись задымленные клубы и чопорные фестивали... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  28.04.2004
в ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка «Мир этрусков»
В весенней суете московских вернисажей экспозиция искусства этрусков рискнула оказаться всего лишь тихой семейной радостью историков античной культуры, готовящихся к экзаменам первокурсников искусствоведческого отделения МГУ да штатных сотрудников ГМИИ, где выставка открылась... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  28.04.2004
Мариинский театр показал премьеру «Снегурочки» Римского-Корсакова
Дайте выкрикнуть слова, что давно лежат в копилке. Скажите мне, люди добрые, на каких скрижалях Моисеевых написано, что каждый второй оперный спектакль должен оформлять Георгий Цыпин? Что за фанаберия такая: фрукт -- яблоко, поэт -- Пушкин, сценограф -- Цыпин? Цыпин печет свои произведения буквально как блины... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  28.04.2004
29 апреля в МДМ будет играть Джон Зорн
Несмотря на ходившие много лет упорные слухи о том, что главный авангардист Америки и Европы Джон Зорн когда-то поклялся никогда не приезжать в Россию, он таки выступит 29 апреля в Московском дворце молодежи... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  28.04.2004
Смотрите с 29 апреля на московских экранах
Кинопремьеры недели... >>
//  читайте тему:  Кино
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика