N°63
13 апреля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  13.04.2004
Нацарапанный след речи
В год своего юбилея Литмузей подарки не принимает, а делает

версия для печати
Литературный музей ассоциируется с антикварным секретером ювелирной работы. Вот здание с выставочными залами в Трубниковском переулке. В обычные дни позволительно любоваться лишь строгой красотой его классических фасадов. Иногда случаются вернисажи -- экспозиции хорошие, но чаще маленькие и скромные. И уже смиряешься с тем, что так и должно быть. И гений места узнан. И проходишь мимо... Вдруг -- щелк. Кто-то нажал на какую-то тайную панель шкафчика. Скрипнули пружины. Заработал скрытый механизм. Глядь, в секретерчике-особнячке открылись неведомые дверцы. И невесть как в залах обнаружились редчайшие сокровища: альбомы, листы графики, живописные картины русских писателей от Батюшкова до Пригова. Да еще высыпались они в таком количестве, что в залах даже тесно стало. По впечатлениям густо, как на какой-нибудь «эпохальной» «Москве--Берлине». К собственному семидесятилетнему юбилею Литературный музей одарил щедро нас, друзей-посетителей.

Выставка «Poeta pingens/ Писатель рисующий» по своей идее -- та же шкатулка с секретом. Самое невежественное -- пытать «речетворцев» на предмет их художнической профпригодности. Их рисунки -- это потайной ящичек сознания, без которого архив творческих идей и смыслов будет фрагментарен. Глупо мерить писателя меркой художника. Рисование является (применим термин постструктуралиста Жака Деррида) восполнением самого процесса авторского письма, рельефом местности, «бороздой, оставляемой плугом на пашне». В теории деконструктивизма словесный знак замещает вещь в ее отсутствие. Но ведь если письмо понимать как универсальную категорию человеческого общения, то и букву, и оставленный («в забывчивости», по слову Пушкина) на полях рукописи рисунок допустимо, вслед за исследователем французских философов «края и рубежа» Наталией Автономовой, считать «нацарапанным следом речи». Тем самым следом, что выведет из дремучей чащи языковых догм на чистый воздух Художественной Истины.

И еще вопрос, чьи рисунки царапают заплывшую жиром трюизмов кожу литературы глубже: Файбисовича или Жуковского, Сорокина или Батюшкова, Пригова или Лермонтова. Частное наблюдение: когда ты смотришь сорокинские иллюстрации к «Марсианским хроникам» Бредбери, то они к Целому его литературного творчества мало что прибавляют. И даже слегка вычитают -- потому что встраиваются в контекст салонного сюра, давно оккупировавшего Центральный Дом художника на Крымском валу. Не то Батюшков. Цветовое напряжение его акварелей с птицами, буйволами, плодами и цветами сопоставимо и с раскаленным на сетчатке миром полотен Ван Гога, и с плавленым письмом поэтов-футуристов. В официальной версии (догма языка) Батюшков числился сумасшедшим... Другой пример -- Василий Жуковский. Его рисунки, акватинты, акварели вводят в мир тонкий, нежный, бисерный. И все же -- очень стабильный потому, что в мире присутствует классический модуль: гармония пространства, света, цвета, гармония человеческого общения. Эта мягко обволакивающая световоздушная дымка помогает воспринять «выспренний» язык романтической поэзии Жуковского, в полной мере ощутить объем и вкус его слова.

Но даже если вы хотите рассматривать рисунки писателей вне связи с их текстами, оценивать их «по гамбургскому счету», имейте в виду реплику отличного писателя-рисовальщика Алексея Ремизова (на выставке его изотворчеству посвящен внушительный раздел): «А по мне: ведь лучший портрет тот, где карикатурно, а значит, не безразлично». То-то и оно!
Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  13.04.2004
Оперу «Нос» Шостаковича поставили в Мариинском театре
Николай Ульянов в работе, посвященной «Носу» (вышедшей еще в конце 60-х), обратил внимание на то, что Шостакович и впервые поставивший оперу в 1930 году режиссер Николай Смолич пошли против повести... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  13.04.2004
Балет «Москва» показал три новых одноактных балета
Решив по весне поговорить про страсть, любовь и эротику, «Камерный балет «Москва» выпустил вечер одноактных балетов. «Смерть в Венеции», «Вальпургиева ночь» и «Алиса в стране чудес» были призваны рассказать о любви все и закрыть тему... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  13.04.2004
В год своего юбилея Литмузей подарки не принимает, а делает
Литературный музей ассоциируется с антикварным секретером ювелирной работы. Вот здание с выставочными залами в Трубниковском переулке. В обычные дни позволительно любоваться лишь строгой красотой его классических фасадов... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  13.04.2004
Скоро сказка сказывается... Начало трехтомному изданию трудов Зары Григорьевны Минц (1927--1990) «Блок и русский символизм» было положено в 1999 году, когда появилась книга «Поэтика Александра Блока» («Искусство -- СПб»)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика