N°6 19 января 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Молодые годы короля Ивана IV Игорь Йебра выступил в «Кремлевском балете»
Когда балет «Иван Грозный» в 1975-м был сочинен Юрием Григоровичем -- московскую интеллигенцию затошнило. Уж слишком очевиден был месседж: царь зверский, но свой. А бежать за границу, как Курбский, могут только явные уголовники. Могучая поступь Грозного (Юрий Владимиров), тот кайф, с которым он на сцене откручивал головы неверным боярам, однозначное сочувствие автора персонажу обещали темные времена -- Григорович эпоху чувствовал кожей. Времена те змеино прошелестели и прошли, прошли и другие, «Иван Грозный» давно испарился из репертуара Большого. Три года назад, когда его восстановили в «Кремлевском балете», спектакль выглядел чучельным анахронизмом. И вот вдруг -- специально, чтобы поучаствовать в нем, -- приезжает танцовщик-гастролер. Мучается, учит головоломную партию. Выходит на сцену.
Стройный, тонко выточенный испанец с не очень удачно пока что складывающейся биографией (в 1996 году -- третья премия на конкурсе «Майя», далее -- сольные партии на вторых-третьих сценах: Римская опера, балет Бордо) в детстве решил стать танцовщиком, увидев не что-нибудь, а балет «Спартак». Многие ходы «Спартака» повторены в «Иване», и понятно, что в Кремль человека тянула детская мечта -- вот так сигать через сцену, так валиться на колени, размахнись рука -- раззудись плечо, поиграем в настоящих мужиков, а то в балете Бордо сплошь витиеватые лифаревские танцы. Но что хочется -- это одно; собственная природа -- другое. Спектакль получился любопытным и к григоровичскому «Ивану» отношения не имеющим. Грозный в трактовке Игоря Йебры -- родственник Калигулы Камю. Вся та тьма, что лилась из героя, тот садистский угар, в котором Грозный травил бояр опричниками, превратились в детально прописанную болезнь интеллекта и души. Болезнь осторожную, тонкую, страдальческую. Грозный сходит с ума -- но это человеческое сумасшествие, которому можно сочувствовать, а не бешенство дикого зверя, которым хореограф предлагал восхищаться. В Грозном Йебры нет остервенения, даже когда он убивает, -- лишь какое-то мучительное любопытство, так осторожно, чуть не ласково прикасается он к горлу своей жертвы, так аккуратненько укладывает покойника на пол. Этот герой воюет с небесами, а не с боярами -- и главной становится не сцена травли, а монолог, когда Грозный после смерти Анастасии вскидывает руку с вызовом вверх -- а потом невидимая сила ее сгибает. В дуэтах с Натальей Балахничевой (отличная, нежная и самоотверженная Анастасия) Йебра был внимательным и достаточно надежным партнером. Но Анастасия (по сюжету -- главная любовь Грозного) все же сдвинулась на второй план. При выборе невесты у царя не было той цепкой хватки, что присутствует в отечественной традиции, «схватил коршун голубицу». Грозный шел среди невест, почти не обращая на них внимания; для него явно был важнее его внутренний мир, чем внешний; и руку на голову именно Анастасии он опустил почти машинально. Затем в дуэте -- жесты чуть не детские, какие-то наивными крыльями взмахивающие руки; ничего плотского в этой любви; и смерть героини -- катализатор, но не причина безумия героя. С техникой Йебра справлялся не особенно -- вращаясь в воздухе, приземлялся в позиции совершенно криминальные, что-то шло скороговоркой, на что-то вовсе махнул рукой (не потому, что не старался, -- просто текст партии Ивана переполнен чудовищными наворотами). Но за то, что хотя бы в балете первобытный маньяк превратился в страдающего интеллектуала, публика простила ему все и устроила овацию.
«Властелин колец: Возращение короля» на московских экранах Пойте же все вы, сыны и дочери Запада! Ибо ваш государь возвратился И пребудет впредь во владеньях своих На древнем своем престоле. И увядшее древо вновь расцветет, И начнется времени новый отсчет Возле солнечной Белой Башни. Пойте же, радуйтесь, люди!.. >>
«Золотая маска» готовится к юбилею В этом году фестиваль национальной театральной премии "Золотая маска" пройдет уже в десятый раз. Стало быть, юбилей. Тому, как эта первая круглая дата в истории "Золотой маски" будет отмечаться, была посвящена пресс-конференция в театральном центре "На Страстном"... >>
«Рассказчиком года» признана Ирина Полянская Шестерка финалистов четвертой премии Юрия Казакова выглядела весьма достойно -- угадать лауреата в таком случае трудно. На награду обоснованно претендовали Афанасий Мамедов («Письмо от Ларисы В.» -- «Дружба народов» №9), Сергей Солоух («Метаморфозы» -- «Знамя» №12), Юрий Горюхин («Канцелярский клей Августа Мебиуса» -- «Бельские просторы» №11), Дмитрий Притула («Счастливый день» -- «Нева» №9)... >>
Аукционный дом Sotheby's выставит самую дорогую коллекцию за всю свою историю 5 мая в Нью-Йорке будут проданы 44 уникальные картины из коллекции, принадлежащей семье Джона Уитни, бывшего главного редактора газеты New York Herald Tribune и президента издания -- преемника этой газеты, International Herald Tribune... >>
Крокин-галерея представила «Другую жизнь» Константина Батынкова Беру на себя смелость утверждать: новая выставка Константина Батынкова -- лучший его проект (по крайней мере из всех, мною виденных). Убеждает все: ясный замысел, отменное качество репрезентации, богатый ассоциативный фон... >>
Игорь Йебра выступил в «Кремлевском балете» Когда балет «Иван Грозный» в 1975-м был сочинен Юрием Григоровичем -- московскую интеллигенцию затошнило. Уж слишком очевиден был месседж: царь зверский, но свой. А бежать за границу, как Курбский, могут только явные уголовники... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|