N°6
19 января 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  19.01.2004
Средиземье навсегда
«Властелин колец: Возращение короля» на московских экранах

версия для печати
Пойте же все вы, сыны и дочери Запада! Ибо ваш государь возвратился И пребудет впредь во владеньях своих На древнем своем престоле. И увядшее древо вновь расцветет, И начнется времени новый отсчет Возле солнечной Белой Башни. Пойте же, радуйтесь, люди!

Всего через несколько дней к радости сынов и дочерей Запада сможем с полным правом присоединиться и мы с вами. В широчайший прокат выйдет «Возвращение короля» -- заключительная часть трилогии Джона Рональда Руэла Толкиена (а теперь, несомненно, и Питера Джексона) «Властелин колец». Кольцо Всевластья, вместе с Горлумом канет наконец в громокипящей, дышащей подземным жаром пучине Ородруина, погаснет Всевидящее Око и в Средиземье хотя бы на время установятся мир и согласие.

Для того чтобы это все-таки случилось, потребовалось семь лет работы над тремя частями, сотня тщательно выбранных локаций в Новой Зеландии, сто восемьдесят специалистов по компьютерным эффектам, двадцатитысячная массовка, пятнадцать тысяч костюмов, сорок восемь тысяч всевозможных щитов, мечей и топоров и вдобавок полторы тысячи пар специально изготовленных хоббитских ступней. Кроме того, свои роли должны были выучить 114 активных персонажей, а трем десяткам из них пришлось осваивать никогда не существовавшие языки и диалекты. В самоуверенной попытке объять необъятное Питер Джексон приблизился к результату как никто другой: теперь даже самый закоренелый скептик вынужден будет признать, что Средиземье существует (или существовало, или будет существовать) на самом деле. И выглядит именно так, как показано на экране.

Впрочем, для того, чтобы окончательно в этом увериться, придется посмотреть фильм еще не раз. «Властелин колец» -- редкая в наш одноразовый век картина, которую (как и книгу-первоисточник) попросту невозможно охватить взором и мыслью при единичном ознакомлении. Поэтому выносить какие бы то ни было окончательные вердикты сейчас, кажется, по меньшей мере неосмотрительно. Тем более что в случае и с «Братством кольца», и с «Двумя башнями» наиболее адекватное и сильное впечатление производили не прокатные, а режиссерские, изрядно дополненные версии фильмов, выходившие на DVD и оказавшиеся длиннее и без того не очень-то коротких вариантов (в среднем минут на сорок). «Возвращение короля» обещают удлинить чуть ли не вдвое, и это явно пойдет ему на пользу: несмотря на весьма солидную продолжительность (201 минута) ощущение некоторой скороговорки в третьей серии гораздо сильнее, чем в предыдущих. Там, где у Толкиена было несколько страниц хорошо темперированных диалогов, Джексон ограничивается парой объясняющих фраз -- и это далеко не всегда убедительно.

К тому же именно ближе к финалу стало окончательно понятно, что даже самая подробная, дотошная и дорогая экранизация не в состоянии передать кое-что из того, что не имевший тысячи помощников и подручных Толкиен выводил пером на обыкновенном листе бумаги. Показателен момент битвы с паучихой Шелоб: сражаясь с ней в книге, Фродо и Сэм бросали вызов не просто огромному монстру, но последнему детищу хтонической Унголиант, древней сущности самой тьмы, которая «выплетала теневые тенета для всего мира, ибо все живое было ее еще не съеденной пищей и тьма была ее блевотиной». На экране же терпит поражение просто очень хорошо сделанный спецэффектный паук. (Если уж говорить о пауках, то нечто похожее произошло в свое время и с экранизацией великого романа Стивена Кинга «Оно»: никакие спецэффекты не смогли убедить в том, что перед нами -- само Зло, как оно есть, а не просто покрытое слизью гигантское насекомое.)

В конце дали о себе знать и принципиальные изменения сюжетной канвы (весьма неожиданные и не всегда приятные для тех, кто привык к бережному обращению Джексона с первоисточником). Самое главное -- вместо памятного по предпоследней главе Шира, оскверненного и оккупированного силами зла, перед взором возвратившихся домой путешественников предстает все та же идиллическая картинка, что радовала глаз вначале: аккуратные пряничные домики с круглыми дверями, присыпанные песочком дорожки, ни одного вырубленного каштана на всем пути, а в местном трактире -- все такие же беззаботные и трогательные невысоклики, болтающие мохнатыми ножками, не пережившие злодейской оккупации и, судя по всему, даже не подозревающие, какая беда еще совсем недавно угрожала миру. Сарумана, как и переметнувшегося к нему Гнилоуста, в третьей части нет вообще: даже в длинной-предлинной режиссерской версии так и не придется увидеть, как «Гнилоуст вдруг выскочил, выхватил запрятанный нож, бросился, рыча, как собака, на спину Саруману, откинул ему голову, перерезал горло и с визгом побежал по улице». Для хоббитов (а теперь, пожалуй, и для поколения толкиенистов-неофитов, начавших знакомство с эпопеей с экранизации) великая битва Добра и Зла так и останется не более чем очередной увлекательной историей, которую так приятно послушать у камина, попыхивая трубочкой, любовно набитой отборным курительным зельем.

Такой результат немного расстраивает. Но история (а экранное воплощение «Властелина колец», как к нему ни относись, уже стала неотъемлемой частью мировой художественной культуры) расставит все на свои места. А сейчас, как ни крути, время триумфа, эйфории и радостных песен. Ибо Царству Саурона положен конец И низвергнута Вражья Крепость.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ
//  читайте тему  //  Кино


  КУЛЬТУРА  
  • //  19.01.2004
«Властелин колец: Возращение короля» на московских экранах
Пойте же все вы, сыны и дочери Запада! Ибо ваш государь возвратился И пребудет впредь во владеньях своих На древнем своем престоле. И увядшее древо вновь расцветет, И начнется времени новый отсчет Возле солнечной Белой Башни. Пойте же, радуйтесь, люди!.. >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  19.01.2004
«Золотая маска» готовится к юбилею
В этом году фестиваль национальной театральной премии "Золотая маска" пройдет уже в десятый раз. Стало быть, юбилей. Тому, как эта первая круглая дата в истории "Золотой маски" будет отмечаться, была посвящена пресс-конференция в театральном центре "На Страстном"... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  19.01.2004
«Рассказчиком года» признана Ирина Полянская
Шестерка финалистов четвертой премии Юрия Казакова выглядела весьма достойно -- угадать лауреата в таком случае трудно. На награду обоснованно претендовали Афанасий Мамедов («Письмо от Ларисы В.» -- «Дружба народов» №9), Сергей Солоух («Метаморфозы» -- «Знамя» №12), Юрий Горюхин («Канцелярский клей Августа Мебиуса» -- «Бельские просторы» №11), Дмитрий Притула («Счастливый день» -- «Нева» №9)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  19.01.2004
Аукционный дом Sotheby's выставит самую дорогую коллекцию за всю свою историю
5 мая в Нью-Йорке будут проданы 44 уникальные картины из коллекции, принадлежащей семье Джона Уитни, бывшего главного редактора газеты New York Herald Tribune и президента издания -- преемника этой газеты, International Herald Tribune... >>
  • //  19.01.2004
Крокин-галерея представила «Другую жизнь» Константина Батынкова
Беру на себя смелость утверждать: новая выставка Константина Батынкова -- лучший его проект (по крайней мере из всех, мною виденных). Убеждает все: ясный замысел, отменное качество репрезентации, богатый ассоциативный фон... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  19.01.2004
Игорь Йебра выступил в «Кремлевском балете»
Когда балет «Иван Грозный» в 1975-м был сочинен Юрием Григоровичем -- московскую интеллигенцию затошнило. Уж слишком очевиден был месседж: царь зверский, но свой. А бежать за границу, как Курбский, могут только явные уголовники... >>
//  читайте тему:  Танец
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика