N°45
18 марта 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  18.03.2004
Лу Сюэи: «Я вижу трудности с созданием новой, разумной структуры общества»
версия для печати
Профессор Лу Сюэи из Института социологии Академии общественных наук Китая -- один из авторитетнейших исследователей проблем современного китайского общества. Лу Сюэи возглавляет Китайскую социологическую ассоциацию, с 1988 по 1998 год он руководил работой Института. Опубликованный в 2002 году доклад его исследовательской группы вызвал огромный резонанс. С опорой на факты ученые показали, что на месте однородного рабоче-крестьянского общества в Китае сформировалась многослойная социальная структура, члены которой имеют разный доступ к политическим, экономическим и культурным ресурсам. Беседа профессора ЛУ СЮЭИ с газетой «Время новостей» началась с вопроса о том, как повлияет закрепление прав частной собственности в конституции КНР на будущее развитие китайского общества.

-- Это важно как для экономического, так и для социального развития страны. Слой хозяев частных предприятий стал особенно активно развиваться после 1992 года, сейчас их более 5 млн человек. У этих людей есть от нескольких сотен тысяч до нескольких сотен миллионов юаней. Еще есть немало индивидуальных предпринимателей, лиц свободных профессий, ученых, врачей. Они владеют собственными домами, автомобилями.

Защита частной собственности нужна для стабильности в обществе и в настроениях людей. Я изучаю жизнь хозяев частных предприятий. Сейчас у них становится неспокойно на сердце, лишь только у них появляется несколько миллионов или несколько десятков миллионов юаней. Ведь страной правит компартия, которая по определению выступает за обобществленное имущество. Из-за этого беспокойства многие хозяева частных предприятий держат в карманах несколько паспортов, некоторые вывозят деньги за границу. Расхищение и присвоение общественного имущества считается преступлением, но ведь и на частных предприятиях служащие и воруют, и присваивают. Однако с ними нельзя было разобраться по закону.

-- Под защитой конституции богатые собственники почувствуют себя спокойнее. Но вдруг расслоение китайского общества зайдет так далеко, что стабильности все равно не будет?

- Мы впервые пытаемся соединить социализм и рыночную экономику. При плановой экономике доходы людей распределялись равномерно. В 1978 году коэффициент Джини в Китае был примерно 0,25: в деревне 0,2, в городе 0,28. Однако чрезмерная уравниловка привела к пассивности населения, экономика была дефицитной, не было ничего -- ни зерна, ни тканей, ни промтоваров. Это был настоящий провал. Тогда Дэн Сяопин начал реформы и призвал к тому, чтобы часть общества обогатилась первой. За прошедшие четверть века наша экономика выросла вчетверо, что подтверждает его правоту.

Но теперь появились миллионеры, а в деревне еще есть нищета и голод. Коэффициент Джини, по разным подсчетам, достигает 0,45--0,48. Это вызывает массу социальных проблем. Главные -- увеличение разрыва в доходах между городом и селом, а также между регионами, что ведет к нестабильности общества. Разрыв в доходах между деревней и городом в 2003 году составлял 1:3,24. Но если учесть, что в городах есть бесплатная медицина и субсидированное жилье, реальное соотношение составит 1:5 или 1:6. Такого нигде в мире нет.

Налоговая система также далека от совершенства. Пока что вторичное распределение богатства не только не сокращает, но даже увеличивает разрыв. А ведь мы строим социализм, добиваемся всеобщего процветания, у нас такого быть не должно. Правительство пытается решить вопрос с помощью налога на имущество, прогрессивного подоходного налога.

-- Что же представляет собой современное китайское общество?

-- Мы добились огромных успехов в экономике, но, как социолог, я вижу трудности с созданием новой, разумной структуры общества. У нас, как и в СССР, долго следовали сталинской формулировке 1930-х годов, по которой общество состоит из двух классов -- рабочих и крестьян и одной прослойки -- интеллигенции.

Теперь китайское общество состоит как минимум из десяти слоев, которые возникли за годы реформ. Перечислю их сверху вниз. Это управляющие государством и обществом, слой менеджеров, хозяева частных предприятий, профессиональные научно-технические работники, чиновники-исполнители, индивидуальные предприниматели, работники торговли и сферы услуг, производственные рабочие, работники сельского хозяйства, лица с непостоянной занятостью и безработные.

Все слои, какие имеются в современном обществе, у нас в Китае уже возникли. Появился механизм социальной мобильности, в нем важную роль играет образование. Тут есть прямая зависимость -- каждый дополнительный год учебы повышает доход человека на 6--7%. Чем выше уровень образования, тем выше зарплата, это точно.

-- Средний класс в Китае уже есть?

-- Новая социальная структура только формируется, в ней еще много нерационального. В современном обществе доля крестьян должна быть не более 20--30%, в развитых странах их 10%. Сейчас в Китае крестьян более 44%. Надо, чтобы их доля уменьшалась, но этого не происходит.

Китайский средний класс, напротив, слишком мал, а ведь от его доли зависит стабильность общества. По нашим данным, в 1999 году средний класс составлял около 15%, в 2003-м -- 19%. Правда, средний класс быстро развивается, за год он прирастает на 1%. Это дает основания надеяться, что к 2020 году его доля может достигнуть 35--40%.

-- Как вы определяете принадлежность китайца к среднему классу? Это наличие машины, недвижимости?

-- Это экономические формулировки, а я социолог. Попытки причислить к среднему слою владельцев двух квартир, машины и определенной денежной суммы здесь неуместны. На языке социологии речь идет о профессиональной принадлежности человека к одному из десяти слоев. Мы определяем эту принадлежность с точки зрения доступа людей к интеллектуальным, экономическим, культурным ресурсам. Размер собственности тут не играет решающей роли. Водитель такси может получать в месяц 3 тыс. юаней, а я, профессор, лишь 2 тыс., но таксист все равно останется представителем рабочего слоя.

Китайский средний класс делится на два слоя. Во-первых, это те, кто обладает имуществом. За границей их называют «старый средний класс»: предприниматели, частники, специализированные крестьянские хозяйства. Второй слой -- интеллигенция, «белые воротнички»: врачи, юристы, профессора, ученые-исследователи.

Как и за границей, китайский средний слой есть совокупность представителей различных слоев общества -- кроме последнего, десятого слоя полубезработных и безработных. На селе есть специализированные хозяйства, у таких крестьян большие доходы, есть определенный уровень знаний. Те, кто в пригородах Пекина занимается растениеводством в парниковых теплицах хотя бы на 2 му (1 му равен 0,0667 га), -- это точно средний класс.

-- В России интеллигенция за годы реформ заметно обнищала. Неужели ее тоже можно отнести к среднему классу?

-- В определенных условиях подобное происходит, но у интеллигенции есть культурные и социальные ресурсы, изначальные политические ресурсы, профессия. Я все-таки считаю, что это средний класс. В Гонконге один профессор в 1997 году купил жилье за 10 млн гонконгских долларов. За это время недвижимость обесценилась в два раза, теперь его квартира стоит 5 млн, а его долг перед банком -- 7 млн. Сегодня он владелец отрицательного имущества. Однако он по-прежнему профессор и его статус при нем. Денег у него нет, но у него прежний образ жизни и образ мыслей, его ценностные представления соответствуют представлениям среднего класса, как бы глубоко он ни погряз в долгах.

-- Каким вы видите будущее китайского общества?

-- В целом китайцы сейчас настроены хорошо, у них есть уверенность в будущем. На вопросы о том, что будет с ними через 10--20 лет, 80% отвечает, что их доходы возрастут. Власти поставили цель до 2020 года повысить показатель ВВП на душу населения с нынешней 1 тыс. долл. до 3 тыс. Однако Китаю предстоят трудные реформы, связанные с переменами в системе прописки, кадровой политике, финансовой системе, в сфере занятости.

У нас есть два варианта будущего. Мы надеемся, что доля среднего класса превысит 35%, в обществе воцарятся стабильность и всесторонний прогресс, сформируется современная рациональная социальная структура. Однако есть и другая перспектива. Страна может пойти в сторону закрытой, несправедливой, нерациональной системы. Я оптимист, но я вижу и такую возможность. Как сказал известный экономист У Цзинлянь, если мы не пройдем большие испытания реформы госпредприятий, банковской реформы, финансовой реформы либо пройдем их плохо или поздно, то превратимся в Латинскую Америку.

Коэффициент Джини -- мера неравенства распределения доходов, названа по имени итальянского статистика и демографа Коррадо Джини (1884--1965). Если в обществе царит абсолютное неравенство и все богатства находятся в руках одного человека, коэффициент Джини равен единице. В случае полного равенства в распределении доходов между членами общества этот коэффициент будет равен нулю. В социальных государствах Европы колеблется вокруг отметки 0,3, в имущественно поляризованных странах третьего мира он превышает 0,5. В момент распада СССР в 1991 году коэффициент Джини в России составлял 0,26, теперь он вырос до 0,4.
Беседовал Александр ЛОМАНОВ


  //  Кроме того:


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
Reuters
Гудбай, Мао
Китай признал права собственности и человека
В минувшее воскресенье в Пекине закрылась сессия парламента -- Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Кульминацией десятидневного заседания с участием почти трех тысяч народных избранников стало утверждение 13 поправок к конституции КНР. Часть новаций может претендовать на место в учебниках истории... >>
Лу Сюэи: «Я вижу трудности с созданием новой, разумной структуры общества»
Профессор Лу Сюэи из Института социологии Академии общественных наук Китая -- один из авторитетнейших исследователей проблем современного китайского общества. Лу Сюэи возглавляет Китайскую социологическую ассоциацию, с 1988 по 1998 год он руководил работой Института... >>
Ли Цян: «Частная собственность в Китае уже есть, но теперь она получила признание»
Ректор Школы гуманитарных и общественных наук и декан социологического факультета престижного пекинского Университета Цинхуа профессор Ли Цян специализируется на исследовании проблем расслоения китайского общества... >>
//  читайте тему:  Спорные территории
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске
18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд
17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве
17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского
16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия
16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог
все события
Яндекс.Метрика