N°35
02 марта 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  02.03.2004
Торжество Читателей
Лауреатами премии Александра Солженицына стали Владимир Бортко и Евгений Миронов

версия для печати
Неизменное жюри Литературной премии Александра Солженицына (в него, кроме самого писателя, входят Людмила Сараскина, Наталья Солженицына, Павел Басинский, Валентин Непомнящий и Никита Струве) почтило создателей телевизионной версии романа «Идиот». Решение может показаться неожиданным. Впервые награда вручается не за «общий вклад», а за конкретную -- причем недавнюю -- работу. Впервые же премии удостоены не литераторы (к которым можно отнести и философов, историков, филологов), но мастера совсем другого искусства. Формальным ответом на недоумения может служить заявление жюри трехлетней давности, где сообщалось, что к рассмотрению будут привлекаться и «значимые действующие культурные проекты». Ответом содержательным стали формулировки нынешнего вердикта.

Владимир Бортко награждается «за вдохновенное кинопрочтение романа Ф.М. Достоевского «Идиот», вызвавшее живой народный отклик и воссоединившее современного читателя с русской классической литературой в ее нравственном служении». Евгений Миронов -- «за проникновенное воплощение образа князя Мышкина на экране, дающее новый импульс постижению христианских ценностей русской литературной классики». Режиссура и актерское мастерство высоко оценены не как таковые, но как средства «прочтения» великого романа и приближения его к современной аудитории. Другое дело, что не будь Бортко и Миронов замечательными мастерами, они не сумели бы достойно исполнить «литературную миссию». А что миссия эта достигла цели, стало ясно с первых серий: публика не только приникла к экранам, но и бросилась в книжные магазины, возрос читательский интерес не к одному лишь «Идиоту», но и к другим романам Достоевского. Это победа, бесспорная, надо надеяться, и для тех, кто не считает сериал кинематографическим шедевром, оспаривает те или иные художественные решения его авторов.

Безусловно, просветительский успех «Идиота» связан не только с умной режиссурой Бортко и потрясающей игрой Миронова, но и с работой всей творческой группы. Не преуменьшая заслуг оператора, художников, блистательных исполнителей многих ролей, трудно удержать вздох сожаления из-за того, что жюри «обошло» Инну Чурикову. Да, формально ее роль относится ко «второму плану». Но в том и проявилась мудрость Бортко, что он (в отличие от многих интерпретаторов Достоевского -- ученых и художников) увидел подлинный масштаб генеральши Епанчиной, грандиозное значение этого персонажа, -- и доверил роль Чуриковой. Без нее и фильм вышел бы иным, и рисунок роли Мышкина-Миронова сложился бы по-другому, и «импульс к постижению христианских ценностей русской литературной классики» был бы слабее.

Премия Солженицына называется «литературной». Нынешнее решение не колеблет, но укрепляет этот значимый эпитет. Потому что литература не существует без читателей, а истинный читатель не только постигает мысль автора, но и приобщает к открывшемуся ему опыту других. Кто-то -- только своих родных, детей, близких; кто-то -- многомиллионную аудиторию. Такие замечательные читатели и стали новыми лауреатами премии Солженицына.
Андрей НЕМЗЕР
//  читайте тему  //  Круг чтения


  КУЛЬТУРА  
  • //  02.03.2004
Лауреатами премии Александра Солженицына стали Владимир Бортко и Евгений Миронов
Неизменное жюри Литературной премии Александра Солженицына (в него, кроме самого писателя, входят Людмила Сараскина, Наталья Солженицына, Павел Басинский, Валентин Непомнящий и Никита Струве) почтило создателей телевизионной версии романа «Идиот». Решение может показаться неожиданным... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  02.03.2004
Вручение премий Американской киноакадемии обошлось без неожиданностей
В лос-анджелесском кинотеатре «Кодак» при изрядном стечении узнаваемого народа были вручены «Оскары». Главный итог церемонии был ясен с самого начала: этот год должен был стать годом окончательного и бесповоротного триумфа «Властелина колец» -- и он им стал... >>
  • //  02.03.2004
«Степень повышенной опасности» Ирины Наховой в Центре современного искусства
В темном зале мигают маленькие экранчики. Это слайд-шоу. Изображены украшенные к Рождеству дома одноэтажной Америки штата Нью-Джерси. Гуляющие по залу люди вдруг встраиваются в заданный видеоряд... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  02.03.2004
В десятый раз вручили «Души танца»
Афиша утверждала, что в Большом театре происходит вручение Национальной премии «Душа танца». Был удачно выбран день: в рифму с «Оскаром», вроде как там премия, и мы не хуже. Правда, все же не ощущалось масштаба: приз причудливого, как скульптура Церетели, и идейного, как проза Александра Проханова, но мелкомасштабного журнала «Балет» надо было сразу назвать премией всемирной или галактической -- с тем же правом и основанием... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  02.03.2004
Открылся очередной Антикварный салон
В преддверии праздника 8-е Марта рекомендуется посетить ЦДХ, прикупить дамам изящную ювелирную безделку. Или не безделку, а написанный энергичной кистью портрет работы Константина Маковского. Или не портрет, а задумчивый пейзаж школы Левитана... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  02.03.2004
Она была примером постоянства. Одно место работы (после окончания студии при Центральном театре Красной армии -- шестьдесят лет работы в нем; театр менял названия -- она ему не изменяла). Одно амплуа (вечная мама, родная или чужая, но та, что ближе своей). Одна любовь -- единственный сын, которому все прощалось. Это постоянство не позволило ей стать суперзвездой, но дало любовь и уважение народа, и звание народной артистки СССР в 1977 году стало просто констатацией факта. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика