N°218
29 ноября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 ЗДОРОВЬЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  29.11.2004
Виктор Баженов
На высокий берег на крутой
В Москве прошла мировая премьера Театра имени Шота Руставели

версия для печати
«Стикс» Роберта Стуруа -- произведение пограничное между драматическим театром и музыкальным. В основе спектакля сочинение не драматурга, но композитора -- «Стикс» Гии Канчели, и на сцене не произносится ни единого слова, -- но музыка все же идет в записи, а участвуют в спектакле обычные актеры Театра имени Шота Руставели. И создавался «Стикс» в пограничные дни -- первый прогон прошел год назад, как раз когда разворачивалась грузинская революция. В греческой мифологии Стикс -- река между жизнью и смертью; и Стуруа берет опус Канчели, в котором хор повторяет имена ушедших друзей композитора (в частности Авета Тертеряна и Альфреда Шнитке), будто решив встать на берегу и посмотреть вдаль. Он медленно перебирает мотивы и сюжеты, связанные с путешествием в мир иной.

В переходные, бурные, военные эпохи редкостью становится мирная смерть в постели; люди не доживают до старости. Совсем юнцам тоже трудно выжить -- еще не хватает осторожности. Женщины прячут детей и работают в госпиталях -- их не видно на улицах. И труппа грузинского театра, где средний возраст -- лет тридцать пять, а мужской состав явно сильнее женского (при наличии все же как минимум двух чудных актрис, игравших в первом гастрольном спектакле, «Гамлете», Офелию и Гертруду), отражает эпоху мгновенным снимком. На этом снимке -- прежде всего насилие.

Вот четверо мужчин с силой проводят ладонью одной руки по ладони другой -- возникает характерный шаркающий звук, и ясно, что на наших глазах точат оружие. Вот какой-то вальяжный тип буквально прикармливает с руки этих «вооруженных» людей: подносит вилку к их ртам, те по очереди схватывают угощение -- и через секунду падают и корчатся, схватившись за животы; уже не воплощение силы, уже почти прах. Вот человек с повадками уголовного пахана приходит к власти -- то есть всего лишь втискивает ноги в чужие тапочки, и его уже поднимают над трупами, и он уже сам готов поверить в то, что имеет право повелевать...

«Стикс» -- это не то чтобы хроника жизни улиц Тбилиси (хотя есть в спектакле явное отключение электричества, когда персонажи начинают освещать сцену подручными средствами -- как было в реальности в Театре Шота Руставели). Это, видимо, что-то вроде дневника лирического героя Стуруа, и самая страшная сцена в нем отдана Зазе Папуашвили, за два дня до того игравшему Гамлета. В «Гамлете» Стуруа снял с героя убийство Лаэрта -- тот сам колет себя отравленным лезвием, не в силах вынести возникшего отвращения к жизни. В «Стиксе» герой Папуашвили (у персонажей нет имен), мирно разогрев на газовой плите сковородку и сотворив на живом голубом огне натуральную яичницу, вдруг ложится головой в духовку... и через длительную паузу встает, и понятно, что это была лишь мысль о самоубийстве -- но будничная, ежедневная, как яичница, мысль. (Так в «Гамлете» главный герой трижды душил вставшего на молитву Клавдия, примеривая мысль так и так... и от нее отказываясь.)

Финал спектакля, тасовавшего темные, отчаянные сцены, неожиданно светлый, с мальчиком и девочкой, вставшими друг против друга на колени. Любовь побеждает смерть, что, разумеется, не новость, но театр, назвавший спектакль «мистерией», к новизне послания вовсе и не стремится. Действительно побеждает. И на улицах тоже -- иногда.
Анна ГОРДЕЕВА


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  29.11.2004
Виктор Баженов
В Москве прошла мировая премьера Театра имени Шота Руставели
«Стикс» Роберта Стуруа -- произведение пограничное между драматическим театром и музыкальным. В основе спектакля сочинение не драматурга, но композитора -- «Стикс» Гии Канчели, и на сцене не произносится ни единого слова, -- но музыка все же идет в записи, а участвуют в спектакле обычные актеры Театра имени Шота Руставели... >>
  • //  29.11.2004
АРСС подведет итоги литературного года
Осенью 2003 года премия Аполлона Григорьева лишилась спонсорской поддержки. К тому моменту она насчитывала шестилетнюю историю и 18 лауреатов -- авторов лучших произведений, публиковавшихся в 1997--2002 годах (шесть «больших» премий и 12 «малых»)... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
//  читайте тему:  Театр
  • //  29.11.2004
Три художественных события случились в один день
Три вернисажа ничего не объединяет. Первый прошел в Третьяковской галерее, где открылась экспозиция «Федор Алексеев и его школа», посвященная пейзажисту времен Державина и Пушкина. Второй состоялся в Музее изобразительных искусств... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  29.11.2004
«Александр Невский» зазвучал по-прокофьевски
Обновленная звуковерсия фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский", показанная на новой сцене Большого театра в живом сопровождении оркестра Берлинского радио и капеллы Юрлова под управлением 38-летнего дирижера Франка Штробеля, -- несомненная удача программы двухлетнего культурного диалога Германии и России... >>
//  читайте тему:  Кино
//  читайте тему:  Музыка
  • //  29.11.2004
Гитарист Ларри Кориэлл выступил в «Ле Клубе»
Ларри Кориэлл -- один из зачинателей джаз-рока (позднее получившего более благородное название «фьюжн»), игравший как со звездами самого что ни на есть классического шестидесятнического рока, так и с титанами джаза... >>
//  читайте тему:  Музыка
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика