N°217 26 ноября 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Зеркало для страны «Огонек» отчитывается за 105 лет
В Московском Доме фотографии очередное юбилейное шоу. Дата не круглая -- журналу «Огонек» стукнуло 105 лет. Но при нашей культуре юбилеев и не такое празднуют. При входе -- недлинный список главных редакторов «Огонька». По стенам зала -- обложки. Над ними имена фотографов, когда-то числившихся в редакционном штате. Зрительный ряд с вербальным не связан, некоторые случайные сочетания ставят в тупик. Большая часть выставки -- фотографии. Именно они видятся главным содержанием журнала и оправданием выставки.
На отдельных снимках и распятых в вертикальных витринах журнальных страницах вехи, даты, события, факты. Коллективная память о людях, памятниках, войнах. До революции -- работают Карл Булла и военные корреспонденты: смерть пионера воздухоплаванья, русский шпион в Берлине, открытие памятника Александру III, Государственная дума. После революции -- снимают любимцы Дома фотографии, классики: Шайхет, Шагин, Вдовенко, Бальтерманц, Бородулин. В объективе -- спортсмены, великие стройки, первые регулировщики, вожди, война, снова стройки и спортсмены. Многие принадлежащие Дому фотографии снимки здесь показывались не раз -- в разных контекстах. Новеньких, огоньковских мало. Над архивом в журнале не тряслись. Собирать выставку пришлось по библиотекам и частным коллекциям. Снимки в ряд не выстраиваются. Зато череда обложек выявляет ритм истории: от легкомысленного начала к противогазам первой мировой и «живой грозди» облепивших дерево солдат (1917). Перерыв, случившийся после революции, обозначен на обложке 1923 года просто -- одна страничка с шастающим по городу скелетом-голодом сменяется другой, с изображением светлого будущего с кораблем и рассветом. В 1924 году обложку украшал Зиновьев, дальше (до войны) -- все больше здоровые молодые тела, взятые в слегка намекающих на авангард ракурсах. Сначала робко, затем все решительнее вламывается цвет. Фотографий иногда не хватает -- в 1949 году обложку украшают живописным шедевром «Прибыл на каникулы», а в конце застоя и вовсе используют нечто из репертуара журнала «Крокодил». Есть странная советская реклама -- то спросят в 1940 году: «Хорошо ли вас обслуживают?», то в голодном 1947-м навалят сигов. Видно, как космос из романтического приключения превращался в агитационную рутину. Показывают нам советскую историю -- не полную, но занимательную, с забавными метафорами. Из обложек каждого года отбиралась одна. Получилось, к примеру, что историческим потрясениям предшествует концентрация спортсменов -- их много перед войной. И перед перестройкой. За 105 лет журнал «Огонек» успел побыть первым в своем роде, основным, главным и даже единственным. В нем работали лучшие советские фотографы. Им руководили «правильные» для каждого времени писатели -- пылкие Михаил Кольцов и Виталий Коротич, аккуратные Алексей Сурков и Анатолий Софронов. «Огонек» -- это история напоказ. Такой -- молодой, активной спортивной, изобильной, с настоящими выборами (на обложке 1950 года голосует Сталин) -- страна хотела себя видеть. И так привыкла, что до сих пор ностальгирует по обложечному благополучию.
Молодые певцы получили премии Внешэкономбанка В минувшую среду в Государственном музее Пушкина на Пречистенке солисты Академии молодых певцов Мариинского театра получали премии Внешэкономбанка. Акция поощрения будущих звезд вокала за успешные работы в минувшем сезоне стала традицией... >>
Амбициозный проект «Московская жара» предъявлен российской публике Фильм «Московская жара», гала-премьера которого прошла в среду в «Пушкинском», произведен на свет компаниями «Царь» и «Парламент групп». Сочетание монархизма и республиканства в дуэте производителей не единственное, что позабавит зрителя, приди ему в голову отправиться на «Жару»... >>
«Огонек» отчитывается за 105 лет В Московском Доме фотографии очередное юбилейное шоу. Дата не круглая -- журналу «Огонек» стукнуло 105 лет. Но при нашей культуре юбилеев и не такое празднуют. При входе -- недлинный список главных редакторов «Огонька». По стенам зала -- обложки... >>
О повести Владимира Маканина «Коса -- пока роса» Рассказы из книги «Высокая-высокая луна» Владимир Маканин печатает в «Новом мире» уже три года. Началом была «Однодневная война» (2001, №10) -- угрюмая политическая притча о чуть было не наступившем конце света... >>
В галерее XL экспонируются работы Бориса Орлова «Ретроспекция» Бориса Орлова в отличие от его предыдущей трагической серии «Контуры времени» живет праздничными традициями. В белых пространствах канонических трехмерных объектов орнамент хохломы превращается в чистую живопись, в супрематические формы «народной геометрии»... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|