N°217
26 ноября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  26.11.2004
Красный цвет в белых республиках
В галерее XL экспонируются работы Бориса Орлова

версия для печати
«Ретроспекция» Бориса Орлова в отличие от его предыдущей трагической серии «Контуры времени» живет праздничными традициями. В белых пространствах канонических трехмерных объектов орнамент хохломы превращается в чистую живопись, в супрематические формы «народной геометрии». Он напоминает живое вьющееся растение на белой стене. «Красная» агрессивность тускнеет -- образ оказывается узнаваемым, традиционным.

Музейные композиции -- «Голова императора», «Парадный портрет», «Матрос», «Динамовка» -- сдвигаются из «гипсовой» белизны в остроту сегодняшней реальности, в пограничную ситуацию, где сближаются праздник и повседневная история. Орнамент стекает с их плоскостей как волна. Неоконструктивизм и барокко Орлова органично продолжаются в растительных формах хохломы, распрямляясь как пружинки травы и вновь скручиваясь, собирая энергию в новейшей истории. Татлин и Малевич, русская икона и Растрелли растворяются в экологии белого цвета, указывая на контекст размышлений художника, на различные фазы российского имперского сознания, выделяя из сегодняшнего демократического триколора диалог красного и белого.

Красный вирус хохломы сохраняется в безмолвии белого как прививка оспы, сделанная в детстве, как легкая травма, как культурная память. Иногда он напоминает кровь, брызнувшую на белую ткань, или пионерский галстук из книжек Гайдара и Кассиля.

Художник оглядывается, вспоминая героическое время андерграунда, перекрашивая его в белое, словно выбрасывая белый флаг перемирия. Его красный цвет -- цветок в петлице, хохломская ложка в перформансах Малевича и Ларионова на Кузнецком мосту в годы футуристической свободы. Динамика этого цвета несет в себе не только отсыл к ортодоксальному жесту Эль Лисицкого («Красным клином бей белых»), но и надежду на устойчивость исторического здоровья, преображается в творческую полноту.

Орлов повторяет «победу над солнцем» Малевича, обнаруживая останки его аэроплана из стран n-мерных измерений и «реставрируя» крыло загадочного летательного аппарата. В стратегиях современного искусства этого крыла достаточно для преодоления земной гравитации. Его аскетическая форма в пропорциях «золотого сечения», несомненно, предоставит возможность всем нам пролететь под Крымским мостом или спланировать на Красную площадь.
Виталий ПАЦЮКОВ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  26.11.2004
Александр Миридонов
Молодые певцы получили премии Внешэкономбанка
В минувшую среду в Государственном музее Пушкина на Пречистенке солисты Академии молодых певцов Мариинского театра получали премии Внешэкономбанка. Акция поощрения будущих звезд вокала за успешные работы в минувшем сезоне стала традицией... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  26.11.2004
Амбициозный проект «Московская жара» предъявлен российской публике
Фильм «Московская жара», гала-премьера которого прошла в среду в «Пушкинском», произведен на свет компаниями «Царь» и «Парламент групп». Сочетание монархизма и республиканства в дуэте производителей не единственное, что позабавит зрителя, приди ему в голову отправиться на «Жару»... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  26.11.2004
«Огонек» отчитывается за 105 лет
В Московском Доме фотографии очередное юбилейное шоу. Дата не круглая -- журналу «Огонек» стукнуло 105 лет. Но при нашей культуре юбилеев и не такое празднуют. При входе -- недлинный список главных редакторов «Огонька». По стенам зала -- обложки... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  26.11.2004
О повести Владимира Маканина «Коса -- пока роса»
Рассказы из книги «Высокая-высокая луна» Владимир Маканин печатает в «Новом мире» уже три года. Началом была «Однодневная война» (2001, №10) -- угрюмая политическая притча о чуть было не наступившем конце света... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  26.11.2004
В галерее XL экспонируются работы Бориса Орлова
«Ретроспекция» Бориса Орлова в отличие от его предыдущей трагической серии «Контуры времени» живет праздничными традициями. В белых пространствах канонических трехмерных объектов орнамент хохломы превращается в чистую живопись, в супрематические формы «народной геометрии»... >>
//  читайте тему:  Выставки
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика