|
|
N°217, 26 ноября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Красный цвет в белых республиках
В галерее XL экспонируются работы Бориса Орлова
«Ретроспекция» Бориса Орлова в отличие от его предыдущей трагической серии «Контуры времени» живет праздничными традициями. В белых пространствах канонических трехмерных объектов орнамент хохломы превращается в чистую живопись, в супрематические формы «народной геометрии». Он напоминает живое вьющееся растение на белой стене. «Красная» агрессивность тускнеет -- образ оказывается узнаваемым, традиционным.
Музейные композиции -- «Голова императора», «Парадный портрет», «Матрос», «Динамовка» -- сдвигаются из «гипсовой» белизны в остроту сегодняшней реальности, в пограничную ситуацию, где сближаются праздник и повседневная история. Орнамент стекает с их плоскостей как волна. Неоконструктивизм и барокко Орлова органично продолжаются в растительных формах хохломы, распрямляясь как пружинки травы и вновь скручиваясь, собирая энергию в новейшей истории. Татлин и Малевич, русская икона и Растрелли растворяются в экологии белого цвета, указывая на контекст размышлений художника, на различные фазы российского имперского сознания, выделяя из сегодняшнего демократического триколора диалог красного и белого.
Красный вирус хохломы сохраняется в безмолвии белого как прививка оспы, сделанная в детстве, как легкая травма, как культурная память. Иногда он напоминает кровь, брызнувшую на белую ткань, или пионерский галстук из книжек Гайдара и Кассиля.
Художник оглядывается, вспоминая героическое время андерграунда, перекрашивая его в белое, словно выбрасывая белый флаг перемирия. Его красный цвет -- цветок в петлице, хохломская ложка в перформансах Малевича и Ларионова на Кузнецком мосту в годы футуристической свободы. Динамика этого цвета несет в себе не только отсыл к ортодоксальному жесту Эль Лисицкого («Красным клином бей белых»), но и надежду на устойчивость исторического здоровья, преображается в творческую полноту.
Орлов повторяет «победу над солнцем» Малевича, обнаруживая останки его аэроплана из стран n-мерных измерений и «реставрируя» крыло загадочного летательного аппарата. В стратегиях современного искусства этого крыла достаточно для преодоления земной гравитации. Его аскетическая форма в пропорциях «золотого сечения», несомненно, предоставит возможность всем нам пролететь под Крымским мостом или спланировать на Красную площадь.
Виталий ПАЦЮКОВ