N°212 19 ноября 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Преодолеем отдаление? В Москве экспонируются работы современных польских художников
В новеньком здании Государственного центра современного искусства квартирует выставка «Новая штука из Польши под бело-красным флагом». Под строительный аккомпанемент устраняют недоделки. В современном легком пространстве музыка эта не мешает -- кажется частью выставки. Большой. Представительной. Разом понятной и загадочной.
С одной стороны, имена современных польских художников в России известны немногим. С другой -- в результате глобализации и общего социалистического прошлого мы так близки, что слов не нужно. Особенно когда говорим об искусственности искусства (Рафал Буйновский) и компьютерных фокусах (Хуберт Черепок). Вряд ли кого шокирует эксгибиционистский проект Даниэля Румянцева о несущественности половых различий и относительности телесной красоты -- и не такое видели. Без перевода понятна «Бэтматка» Эльжбеты Яблонской: общечеловеческая супермать, прижимающая ребенка к защищенной доспехами груди. Для удобства перенесены на карту Москвы «Городские маневры» Роберта Румаса с бредовыми, жмущими на больные проблемы значками («Болельщикам вход воспрещен», «Внимание, бомжи», «Запрещено устанавливать скамейки»). В эстетике фильма «Летят журавли» работает, вписывая себя в пространство чужой роли, Анна Баумгарт. Бросается в глаза, что по сравнению с нашими польские художники гораздо более ангажированы. Любящая мать -- супергероиня суперфильмов; город, в котором живут разные люди, с несводимыми в привычные рамки привычками; затверженные сценарии «женской жизни» -- такого обремененного человеческими проблемами, режущего правду-матку искусства в России не было со времен передвижников. Видеоинсталляция Артура Жмиевского «Урок пения-2» не просто дань общечеловеческим ценностям (глухие дети поют кантаты Баха), но и увлекательное зрелище по-другому совершенного мира. Времена, когда всякий художественный звук и знак из Польши ловили на лету, в советском прошлом. Тогда транзитом через страны социалистического лагеря шли пластические идеи. Особенно возбуждали журналы, но были и официальные культурные связи, обменные выставки. При смене эпох польское искусство потеряло свое значение транслятора, в России стали больше интересоваться западными звездами, чем соседями. Контакты сохранились на уровне личного общения художников, с нашей стороны представленных в основном бравыми левыми радикалами. Активный интерес поляков к давнему прошлому и современным реалиям -- в России кажется почти неприличным. При всей увлеченности наших обломками империи о войне современное искусство почти забыло -- а тут настоящий исторический пафос Гжегожа Штвертня, обратившегося к далеким трагедиям. Война на современном материале и с женской точки зрения представлена Катажиной Козырой. В дикую «войнушку» играют странные персонажи в масках, отчего зрелище становится совсем невообразимым. И уж совершенно провокационно смотрится в союзной США Польше проект Збигнева Либеры «Сон Буша» -- о том, как благодарный иракский народ встречает воинов-освободителей. Поставленный по знакомым и очевидным мотивам советской военной фотографии, он сделан был еще до вступления союзных войск в Ирак. И появился в нужный момент -- в качестве рекламы журнала. Дерзкой мистификации подыграл журнал, признавшийся в розыгрыше лишь в конце статьи. Подобные публичные высказывания в сегодняшней России непопулярны. Но именно она прославила поднявшееся в 1990-е в Польше поколение художников, хорошо известных на международной сцене: Либеру, Козыру, Жмиевского, Альтхамера. Ученики профессора скульптуры Ковальского, они владеют пластическими приемами, но не слишком увлекаются ими. Зато остро реагируют на действительность и весьма серьезны. Выставка открылась немного раньше, чем эпохальный проект «Москва--Варшава» в столице польской. И в ответ на представление современного русского искусства, что названо «Снегурочкой». По имени ясно: не только мы отвыкли от поляков, но и они от нас, стали почти Европой. «Москва--Варшава» прибудет к нам в марте. Оживление выставочного обмена позволяет надеяться на сближение текстов и контекстов. Знакомых художников смотреть легче. Тогда, может, потянется на польские выставки народ -- смотреть отличные работы в одиночку приятно, но обидно.
В Москве экспонируются работы современных польских художников В новеньком здании Государственного центра современного искусства квартирует выставка «Новая штука из Польши под бело-красным флагом». Под строительный аккомпанемент устраняют недоделки... >>
К восьмидесятилетию Юрия Давыдова Юрий Владимирович Давыдов не дожил до своего восьмидесятилетия -- он умер больше чем два с половиной года назад... >>
Начинается первый российский фестиваль stand up comedie С 23 по 28 ноября в Москве будет проходить первый фестиваль stand up comedie -- основанных на импровизации спектаклей одного-двух исполнителей. Слово comedie в названии жанра скорее обманка... >>
Вчера в Москве горел один из лучших столичных театров Театр «Около дома Станиславского» под руководством Юрия Погребничко, народного артиста России и лауреата Госпремии, театр, горячо любимый поклонниками и частью критики, отметивший в прошлом году свой 15-летний юбилей, получивший «Золотую маску» и приз Эдинбургского фестиваля, сгорел в ночь на четверг... >>
В Москве сыграли голливудскую симфонию «Властелин колец» Предыстория события незамысловата: канадский кинокомпозитор Говард Шор -- один из самых маститых голливудских композиторов написал саундтрек к кинотрилогии Питера Джексона «Властелин колец» по культовой книге Толкиена... >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|