N°21
09 февраля 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ТЕРАКТ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.02.2004
«В Москве недостаточен уровень контроля в метро»
версия для печати
Израильские эксперты, специализирующиеся на проблемах обеспечения безопасности, особенно те из них, что еще не ушли на "заслуженный отдых", а продолжают работать в секретных службах страны, не любят излишней гласности. Вот и мой собеседник, один из ведущих здешних экспертов в области безопасности на транспорте, согласившийся дать интервью для газеты "Время новостей" в связи с терактом в московском метро, настоятельно просит его настоящего имени в публикации не приводить.

-- Как мне вас называть? И что можно сообщить о вас читателям?

-- Называйте меня Ронен. Я более десяти лет работаю в одной из израильских спецслужб, занимаясь проблемами безопасности на общественном транспорте.

-- Израильский общественный транспорт -- это...

-- Это автобусы и автобусные станции, маршрутные и обычные такси, гражданская авиация. Последняя, правда, в самом незначительном объеме -- у израильских авиакомпаний есть свои службы безопасности, с которыми мы сотрудничаем, но в их дела почти не вмешиваемся, полностью доверяя профессионализму их сотрудников -- чаще всего выходцев из наших же рядов. Еще водный транспорт и особенно железные дороги. Метро в нашей стране практически нет -- только в Хайфе проложена линия, связывающая верхнюю и нижнюю части города. Меры безопасности в хайфском метро ничем не отличаются от тех мер, которые мы предпринимаем на железных дорогах. Поэтому уместнее говорить об общем комплексе мер.

-- Что лежит в его основе?

-- Две главные составляющие. Первая -- это кропотливая агентурная работа, позволяющая предотвратить теракт "на дальних подступах" к цели, заблаговременно, а не в последнюю секунду. Вторая -- текущая, рутинная работа по контролю над входами на станции, внутренний контроль на самих станциях, на путях и непосредственно в вагонах. Мы исходим из того, что ни один из барьеров, установленных перед потенциальным террористом, не может считаться стопроцентно эффективным, и потому на каждом последующем этапе уровень бдительности не должен быть ниже, чем на предыдущих. То есть наши сотрудники, осуществляющие контроль на станциях, на путях или в вагонах, не должны слепо полагаться на то, что террорист будет "отсеян" на входе. Различные зоны контроля находятся под опекой разных групп, поддерживающих связь друг с другом, но автономных в принятии решений. Они порой дублируют действия друг друга, но лучше сделать одно и то же дважды или трижды, чем что-то упустить.

-- Вы знакомы со спецификой московского метро?

-- Я трижды бывал в Москве в командировках. Специально темой метро я не занимался, но наблюдения невольно делал. Мне показалось, что уровень контроля на входах был недостаточен. Один или два милиционера в вестибюле -- и это в лучшем случае. Причем милиционеры эти уделяли больше внимания традиционным нарушителям порядка -- пьяным или хулиганам, -- часто игнорируя тех пассажиров, которых я отнес бы к "группе риска". Тут не должно быть места политкорректности: Россия находится в состоянии внутренней войны с чеченским терроризмом, и то, что люди, внешне напоминающие чеченцев, свободно и бесконтрольно проходили на моих глазах через слабые милицейские кордоны, -- непорядок.

-- "Внешне напоминающие чеченцев" -- это, по российской терминологии, "лица кавказской национальности". Но эти люди и так жалуются на излишнее и не всегда корректное внимание к ним со стороны милиции...

-- Я их понимаю, но что делать? Нашим сотрудникам приходится останавливать в день десятки, а порой (после предупреждений о теракте) сотни арабов, большинство из которых такие же граждане Израиля. Арабы тоже обижаются на нас, и их я тоже понимаю, но не могу ничего изменить -- до той поры, пока человек арабской внешности остается главным источником опасности, он останется и главным объектом внимания. О проблемах вежливости в обращении с кавказцами в Москве не берусь судить. Могу лишь сказать, что наши сотрудники соблюдают все правила вежливости и корректности по отношению к проверяемому. Сама проверка -- это уже отчасти унижение. Не стоит усугублять его неосторожными словами или, тем более, грубостью.

-- Что еще смутило вас в Москве как эксперта по безопасности на транспорте?

-- Огромное количество чемоданов, тюков, рюкзаков, пропускаемых за турникеты без проверки. Российские коллеги говорили мне, что размеры багажа ограничены, но разрешенные размеры явно достаточны для того, чтобы осуществить крупный теракт. Одно из двух: надо или сводить размеры багажа к легко проверяемому минимуму, или вводить систему жесткого контроля над каждым местом багажа.

-- Вы представляете, как организовать это в мегаполисе, где услугами метро ежедневно пользуются миллионы людей? Да, на израильских вокзалах нет очередей у стоек служб безопасности, но ведь и количество пассажиров несоизмеримо...

-- Понимаю, это сложно. Но отмахиваться от проблемы под предлогом ее сложности -- ошибочный путь. Возможно, следовало бы все-таки начать с ограничения размеров багажа, а затем, по мере разработки технических средств контроля (магнитные рамки, рентгеновские установки, специально обученные собаки и так далее), можно было бы вводить послабления. Нелишне и обучение сотрудников основам контроля по внешности. Люди, одетые не по сезону, нервничающие, неестественно сосредоточенные, -- это объекты повышенного внимания. Кавказцы, увы, тоже -- тут ничего нельзя поделать. До тех пор, пока на каждой станции не будут приняты хотя бы минимально требуемые меры безопасности, пассажиры не смогут чувствовать себя спокойно.

-- Возможно ли осуществление мероприятий такого масштаба без введения чрезвычайного положения или особого режима?

-- Я бы не хотел отвечать на вопросы с политической подоплекой. Это внутреннее дело России. Израиль живет в условиях войны с момента своего создания, наше сознание милитаризированно, мы смирились с необходимостью принятия чрезвычайных мер. Совет израильтянина в такой ситуации прозвучит пристрастно.
Беседовал Михаил БОЛОТОВСКИЙ, Тель-Авив


  ТЕРАКТ  
  • //  09.02.2004
Роман Мухаметжанов
Борьба с терроризмом в условиях коррупции
В реакции общества на каждый следующий теракт всегда есть что-то новое. Нынешний взрыв в московском метро -- не исключение. Увы, новизна заключается в том, что теракт этот уже никого не удивил--его ждали. Скорее москвичей удивляло то, что до сих пор в череде кровавых взрывов не было именно бомбы в вагоне метро в час пик. Дождались... >>
  • //  09.02.2004
Reuters
В расследовании уголовного дела о взрыве в метро пока достоверно известно лишь то, кто его ведет
К исходу третьих суток авральной работы сотрудники российских спецслужб не смогли хотя бы приблизительно выяснить, кто, что и как именно взорвал в пятницу утром в вагоне московского метро. Более того, толком еще не было установлено и количество жертв самого крупного в истории Московского метрополитена теракта... >>
  • //  09.02.2004
Израильские эксперты, специализирующиеся на проблемах обеспечения безопасности, особенно те из них, что еще не ушли на "заслуженный отдых", а продолжают работать в секретных службах страны, не любят излишней гласности... >>
  • //  09.02.2004
Московское метро от теракта до восстановления движения
От станции «Автозаводская» электропоезд №117 согласно расписанию отправился по первому пути в сторону станции «Павелецкая» в 8.31. По данным администрации метрополитена, в общей сложности в вагонах поезда находилось более тысячи пассажиров... >>
  • //  09.02.2004
Мнения известных политологов о теракте в московском метро. >>
  • //  09.02.2004
Власти Москвы не верят в добрые намерения приезжих
Сразу же после преждевременного возвращения из заокеанского турне мэр Москвы Юрий Лужков заявил о введении в городе проверенных контртеррористических мер -- тех самых, которые уже не раз доказали свою неэффективность... >>
  • //  09.02.2004
Чеченцы считают, что они сами больше всех пострадали от терроризма
О «чеченском следе» в пятничной московской трагедии на сей раз первым заговорил президент Владимир Путин: сразу после теракта он весьма уверенно заявил, что за взрывом в метро стоит глава сепаратистов Аслан Масхадов... >>
  • //  09.02.2004
Зарубежные лидеры ответили на взрыв в московском метро потоком осуждающих заявлений и выражений соболезнования. После теракта Владимиру Путину позвонил Джордж Буш (кстати, Путин одним из первых позвонил американскому коллеге 11 сентября 2001 года)... >>
  • //  09.02.2004
В Израиле каждый врач имеет пейджер, чтобы вовремя узнать о теракте
В Израиле нет метро. Но картина теракта в Москве схожа с израильскими терактами. Закрытое пространство -- те же автобусы, вой сирен, спасатели с носилками и пластиковые чехлы с погибшими... >>
  • //  09.02.2004
Пособия от столичного правительства хватает только на похороны
Последний теракт в Москве в скором времени наверняка обернется очередной порцией исков к столичному правительству от родственников погибших в метро горожан и пострадавших... >>
  • //  09.02.2004
Огромное количество причин может сделать человека террористом
Нормальному человеку трудно вообразить, что должно произойти, чтобы такой же представитель рода человеческого стал террористом-смертником. Тем не менее такое случается... >>
  • //  09.02.2004
20 марта 1995 года японская религиозная секта «Аум Синрике» устроила газовую атаку в токийском метро. В результате поражения отравляющим веществом зарин погибли 12 человек, свыше 5 тыс. пострадали, около 3 тыс. остались инвалидами. Руководство секты было осуждено, сама она расформирована... >>
  • //  09.02.2004
25 июля 1995 года на станции «Сен-Мишель» парижского метро алжирскими террористами был взорван газовый баллон, начиненный металлической стружкой. В результате взрыва погибли восемь человек, 117 были ранены... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика