N°197
27 октября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  27.10.2004
Дмитрий Борко
«Не останавливайте реформу!»
Европейские эксперты посоветовали ограничить финансовую власть РЖД

версия для печати
Железнодорожная реформа, вот уже на протяжении четырех лет служащая поводом для дискуссий между представителями российской экономической и политической элиты, впервые получила оценку иностранных экспертов. Вчера специалисты Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), проанализировав результаты первого этапа реформы (главным из них стало создание РЖД), презентовали свой отчет с рекомендациями российскому правительству. Главную из них озвучил консультант по железнодорожному транспорту Всемирного банка Луи Томпсон: «Ни в коем случае не останавливайте реформу сейчас!»

Основное внимание западные эксперты сосредоточили на развитии конкуренции. Нынешним положением дел в этой части недовольны даже правительственные чиновники. «Могли бы сделать и больше», --тактично заметил на вчерашней презентации замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов. В РЖД придерживаются аналогичного мнения. Впрочем, в докладе ЕКМТ, имеющемся в распоряжении «Времени новостей», изначально отмечается, что РЖД как «ориентированная на прибыль компания не имеет стимулов для создания конкуренции своим услугам» а значит, инициативу должно перехватить правительство.

Замгендиректора европейских программ при минтрансе Италии Фабио Крокколо отметил, что необходимо повысить конкурентоспособность РЖД перед частными операторами, и для этого следует дерегулировать тарифы на тех рынках, где появляется конкуренция. Но и операторы должны получить больше свободы для конкуренции с РЖД, а для этого придется, по его мнению, изменить подход к плате за инфраструктуру.

В РЖД согласились, что при жестком регулировании тарифов снижается их конкурентоспособность, и предложили разрешить корпорации самостоятельно устанавливать тарифы на отдельные виды деятельности (например, на перевозку леса, стройматериалов и т.д.). При этом железнодорожники считают, что автомобильный транспорт находится в более привилегированном положении, так как не платит за инфраструктуру. Поэтому частные перевозчики, работающие на железной дороге, в определенное время года могут переориентировать грузовые потоки на альтернативные -- более дешевые -- виды транспорта. Поэтому, по словам вице-президента РЖД Анны Беловой, РЖД при этом теряет клиентов и, соответственно, доходы. На долю РЖД уже приходится менее половины нефтяных и химических грузов и всего лишь 11% перевозок нефти и 48% проката к портам.

Предложение же иностранных экспертов о повышении конкурентоспособности частных перевозчиков в РЖД встретили без энтузиазма. Европейские специалисты отнеслись с непониманием к тому, что в России регулируют плату за инфраструктуру и тарифы за перевозки в рамках единой системы. Они считают, что плата за пользование инфраструктурой должна рассчитываться, исходя из стоимости оказания услуг инфраструктуры. Сейчас же она различается в зависимости от перевозимого груза и дальности перевозки. Эта составляющая платы больше, чем в других странах, заметил директор экономических исследований минюста США Расселл Питтман, что помогает компенсировать расходы РЖД, но при этом с РЖД трудно конкурировать частным компаниям. Однако г-жа Белова парировала, что снижение инфраструктурной составляющей существующего тарифа невозможно, поскольку тогда вся эта инфраструктура попросту развалится.

Кроме того, ЕКМТ посоветовала правительству создать независимого регулятора, который бы определял нормы доступа к инфраструктуре и координировал действия РЖД. Федеральная служба по тарифам, ФАС и Минтранс, по мнению европейских экспертов, не обладают достаточными ресурсами для этого. В РЖД оставили этот тезис без комментариев.

Единственное, что в РЖД безоговорочно одобрили, это предложение скорейшего отделения системы пассажироперевозок от компании. Как заметил г-н Томпсон, «при существующем сегодня в России перекрестном субсидировании страдает и пассажир, и грузоперевозчик, поскольку оба вида перевозок не получают достаточных средств для развития». «Пассажирские перевозки -- это госуслуга, и государство должно осуществлять их субсидирование, планирование и эксплуатацию», --резюмировал он. «Субсидии и конкуренция -- вещь несовместимая», --сказал г-н Питтман.

В компании резюмировали, что отчет ЕКМТ носит рекомендательный характер, а замглавы Минтранса России Сергей Аристов даже поблагодарил в конце иностранных коллег за то, что они ничего не навязывают.
Яна ГОДОВАНАЯ


  БИЗНЕС И ФИНАНСЫ  
  • //  27.10.2004
Дмитрий Борко
Европейские эксперты посоветовали ограничить финансовую власть РЖД
Железнодорожная реформа, вот уже на протяжении четырех лет служащая поводом для дискуссий между представителями российской экономической и политической элиты, впервые получила оценку иностранных экспертов... >>
  • //  27.10.2004
Александр Миридонов
Правительству не удается сдержать рост цен на бензин
Правительство в очередной раз подтвердило, что пока не способно регулировать неуклонно растущие цены на нефтепродукты внутри страны... >>
  • //  27.10.2004
Поставки ЮКОСа в Поднебесную заместит "Транснефть"
Россия изо всех старается выполнить перед Китаем свои обязательства по поставкам нефти... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  27.10.2004
Новая структура концерна объединит активы из разных частей страны
Под председательством заместителя председателя правления «Газпрома» Александра Ананенкова состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию внутрикорпоративной структуры управления монополией... >>
  • //  27.10.2004
Президент некоммерческого партнерства РТС Олег Сафонов объявил вчера, что торги на дочерней площадке -- ОАО «Фондовая биржа РТС» -- могут стартовать уже в ноябре... >>
  • //  27.10.2004
В систему страхования вкладов начали входить крупнейшие банки
На второй месяц функционирования системы страхования вкладов Банк России начал принимать в нее крупнейшие розничные банки... >>
  • //  27.10.2004
Премьер-министры России и Финляндии углубились в экономические дебри
«Древесина -- королевский материал» -- буквально под таким девизом прошел в Хельсинки второй российско-финский саммит (первый состоялся в Москве два года назад)... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика