N°197 27 октября 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
«Не останавливайте реформу!» Европейские эксперты посоветовали ограничить финансовую власть РЖД
Железнодорожная реформа, вот уже на протяжении четырех лет служащая поводом для дискуссий между представителями российской экономической и политической элиты, впервые получила оценку иностранных экспертов. Вчера специалисты Европейской конференции министров транспорта (ЕКМТ), проанализировав результаты первого этапа реформы (главным из них стало создание РЖД), презентовали свой отчет с рекомендациями российскому правительству. Главную из них озвучил консультант по железнодорожному транспорту Всемирного банка Луи Томпсон: «Ни в коем случае не останавливайте реформу сейчас!»
Основное внимание западные эксперты сосредоточили на развитии конкуренции. Нынешним положением дел в этой части недовольны даже правительственные чиновники. «Могли бы сделать и больше», --тактично заметил на вчерашней презентации замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов. В РЖД придерживаются аналогичного мнения. Впрочем, в докладе ЕКМТ, имеющемся в распоряжении «Времени новостей», изначально отмечается, что РЖД как «ориентированная на прибыль компания не имеет стимулов для создания конкуренции своим услугам» а значит, инициативу должно перехватить правительство. Замгендиректора европейских программ при минтрансе Италии Фабио Крокколо отметил, что необходимо повысить конкурентоспособность РЖД перед частными операторами, и для этого следует дерегулировать тарифы на тех рынках, где появляется конкуренция. Но и операторы должны получить больше свободы для конкуренции с РЖД, а для этого придется, по его мнению, изменить подход к плате за инфраструктуру. В РЖД согласились, что при жестком регулировании тарифов снижается их конкурентоспособность, и предложили разрешить корпорации самостоятельно устанавливать тарифы на отдельные виды деятельности (например, на перевозку леса, стройматериалов и т.д.). При этом железнодорожники считают, что автомобильный транспорт находится в более привилегированном положении, так как не платит за инфраструктуру. Поэтому частные перевозчики, работающие на железной дороге, в определенное время года могут переориентировать грузовые потоки на альтернативные -- более дешевые -- виды транспорта. Поэтому, по словам вице-президента РЖД Анны Беловой, РЖД при этом теряет клиентов и, соответственно, доходы. На долю РЖД уже приходится менее половины нефтяных и химических грузов и всего лишь 11% перевозок нефти и 48% проката к портам. Предложение же иностранных экспертов о повышении конкурентоспособности частных перевозчиков в РЖД встретили без энтузиазма. Европейские специалисты отнеслись с непониманием к тому, что в России регулируют плату за инфраструктуру и тарифы за перевозки в рамках единой системы. Они считают, что плата за пользование инфраструктурой должна рассчитываться, исходя из стоимости оказания услуг инфраструктуры. Сейчас же она различается в зависимости от перевозимого груза и дальности перевозки. Эта составляющая платы больше, чем в других странах, заметил директор экономических исследований минюста США Расселл Питтман, что помогает компенсировать расходы РЖД, но при этом с РЖД трудно конкурировать частным компаниям. Однако г-жа Белова парировала, что снижение инфраструктурной составляющей существующего тарифа невозможно, поскольку тогда вся эта инфраструктура попросту развалится. Кроме того, ЕКМТ посоветовала правительству создать независимого регулятора, который бы определял нормы доступа к инфраструктуре и координировал действия РЖД. Федеральная служба по тарифам, ФАС и Минтранс, по мнению европейских экспертов, не обладают достаточными ресурсами для этого. В РЖД оставили этот тезис без комментариев. Единственное, что в РЖД безоговорочно одобрили, это предложение скорейшего отделения системы пассажироперевозок от компании. Как заметил г-н Томпсон, «при существующем сегодня в России перекрестном субсидировании страдает и пассажир, и грузоперевозчик, поскольку оба вида перевозок не получают достаточных средств для развития». «Пассажирские перевозки -- это госуслуга, и государство должно осуществлять их субсидирование, планирование и эксплуатацию», --резюмировал он. «Субсидии и конкуренция -- вещь несовместимая», --сказал г-н Питтман. В компании резюмировали, что отчет ЕКМТ носит рекомендательный характер, а замглавы Минтранса России Сергей Аристов даже поблагодарил в конце иностранных коллег за то, что они ничего не навязывают.
Европейские эксперты посоветовали ограничить финансовую власть РЖД Железнодорожная реформа, вот уже на протяжении четырех лет служащая поводом для дискуссий между представителями российской экономической и политической элиты, впервые получила оценку иностранных экспертов... >>
Правительству не удается сдержать рост цен на бензин Правительство в очередной раз подтвердило, что пока не способно регулировать неуклонно растущие цены на нефтепродукты внутри страны... >>
Поставки ЮКОСа в Поднебесную заместит "Транснефть" Россия изо всех старается выполнить перед Китаем свои обязательства по поставкам нефти... >>
Новая структура концерна объединит активы из разных частей страны Под председательством заместителя председателя правления «Газпрома» Александра Ананенкова состоялось очередное заседание рабочей группы по совершенствованию внутрикорпоративной структуры управления монополией... >>
Президент некоммерческого партнерства РТС Олег Сафонов объявил вчера, что торги на дочерней площадке -- ОАО «Фондовая биржа РТС» -- могут стартовать уже в ноябре... >>
В систему страхования вкладов начали входить крупнейшие банки На второй месяц функционирования системы страхования вкладов Банк России начал принимать в нее крупнейшие розничные банки... >>
Премьер-министры России и Финляндии углубились в экономические дебри «Древесина -- королевский материал» -- буквально под таким девизом прошел в Хельсинки второй российско-финский саммит (первый состоялся в Москве два года назад)... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|