N°192
20 октября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  20.10.2004
Reuters
Запутанные правила
Новая система подсчета баллов сложна непонятна

версия для печати
Предстоящий сезон в фигурном катании обещает стать увлекательным и непредсказуемым. По сравнению с предыдущими годами он имеет ряд существенных отличий. Впервые все значимые соревнования фигуристов будут проводиться по новым судейским правилам, которые принял Международный союз конькобежцев (ИСУ). О привычной системе с использованием шестибалльной шкалы придется забыть.

Суть нововведений сводится к тому, что теперь каждый элемент будет оцениваться в отдельности. Прыжки, вращения, дорожки шагов -- словом, все, из чего состоит программа, -- отныне имеют свой базовый уровень (или так называемую базовую стоимость). К примеру, базовая цена прыжка «лутц в три оборота» в таблице коэффициентов оценивается в 6,1 балла. Судьи, следя за качеством исполнения элементов, выставляют оценки в диапазоне от «-3» до «+3». Допустим, тот же тройной лутц арбитр оценил на «-1». Затем эта единица с минусом плюсуется с базовой цифрой, и в итоге выводится оценка выполнения данного прыжка -- «+5,1».

Подобные математические манипуляции проводятся с каждым из элементов, включенных в программу. Именно поэтому судьи ни на секунду не могут отвлечься или потерять концентрацию. Но не стоит забывать, что все они -- люди, а не машины. При этом не совсем понятно, как, производя математические действия, можно оценить программу в целом?

Правда, при оценке техники исполнения программы судьям помогают технический контролер и консультант. Их задача -- определить уровни сложности и подсказать, во сколько оборотов выполнен прыжок или вращение, где кто недопрыгал или недокрутил. Из этого следует, насколько важная роль в новых правилах отводится именно техническому контролеру. Малейшая ошибка или неточность с его стороны могут обойтись спортсмену снижением результата в общей классификации.

Кстати, именно поэтому чиновники из ИСУ справедливо считают, что для такой работы подходят профессионалы и кристально честные люди. Однако найти подобных специалистов, особенно в таком субъективном виде спорта, каким и является фигурное катание, задача не из простых. Видимо, с этим и связаны критические замечания в адрес разработчиков новых правил: сконцентрировавшись на математической стороне процесса, они не учли влияние человеческого фактора.

Но вернемся к правилам судейства. После того как техника оценена, арбитр приступает к выставлению баллов за остальные пять элементов катания: качество, скорость, связи между элементами, хореографию, интерпретацию. Раньше, при старой системе судейства все это называлось одним словом «артистизм». В заключение все составляющие -- за технику и то, что мы привыкли называть артистизмом, -- суммируются, и выводятся баллы, которые идут спортсмену в зачет.

Однако наряду со всей сложностью и минусами в новых правилах есть очевидный плюс. Отныне на каждом турнире будут задействованы десять арбитров, но во внимание примут оценки только семерых. Причем эту семерку произвольно выберет компьютер. Такой подход поможет избежать так называемых «судейских блоков», поскольку ни один из арбитров не будет знать, примут ли его оценки в расчет. Ранее бригада судей назначалась заранее, а до недавнего времени -- за полчаса до начала старта. Однако даже столь короткий промежуток времени не мешал «заинтересованным» профессионалам быстро находить общий язык.

Эксперимент по внедрению новых правил был начат год назад. Правда, участвовали в нем в основном сильнейшие фигуристы -- участники чемпионской серии по фигурному катанию. На этапе Гран-при в каждом виде программы допускается участие, как правило, восьми--десяти одиночников или пар. На чемпионате мира эти цифры многократно возрастут. Как в новой ситуации «поведут» себя новые правила, пока сказать трудно. Дело в том, что даже после этапов Гран-при они вызвали массу нареканий у спортсменов и тренеров, которым придется труднее всего. Сейчас все фигуристы озабочены только одним -- как бы усложнить программу. Но если в парном и одиночном катании это воспринимается как нечто само собой разумеющееся, то как быть с танцами на льду? Они запросто могут превратиться из целостных программ фигуристов в набор отдельных акробатических трюков.

Руководителей национальных федераций помимо всего этого заботит и вопрос, казалось бы, далекий от фигурного катания. Например, не возникнут ли во время соревнований перебои в подаче электроэнергии, поскольку тогда система зависнет. Правда, система сбоила и без этого. Наглядный пример тому -- случай с нашим Евгением Плющенко на турнире чемпионской серии в Канаде. Компьютер просто-напросто не учел выполненные фигуристом прыжки и не выставил за них оценки. В итоге россиянин уступил хозяину соревнований Эммануэлю Сандю, который после домашнего триумфа в течение сезона ни разу больше не победил.

Говорить о зрителях и вовсе не приходится. Новые правила сложны для понимания даже людям, которые всю жизнь варились в этом виде спорта. Конечно, болельщикам во все тонкости можно и не вникать. Но если раньше, глядя на шестерки и пятерки с десятичными дробями, любители фигурного катания могли сопоставлять, кто лучше из спортсменов выступил, а кто хуже, сейчас, увидев на табло громоздкое пятизначное число, не сразу и сообразишь, что к чему.

Тем не менее летом новые правила все-таки были приняты. Как пояснил президент Международного союза конькобежцев итальянец Оттавио Чинкванта, разработчики правил постарались учесть самые существенные замечания и внесли необходимые поправки. Однако до совершенства пока далеко. Вероятно, поэтому на днях в адрес федераций были разосланы документы с разъяснениями, что новые правила в полном объеме будут внедрены только на главных турнирах ИСУ, а на менее значимых -- частично. Что стоит за этой фразой, пока сказать тяжело.

Напрашивается законный вопрос, почему же новые правила, несмотря на оговорки и недочеты, все-таки вступили в силу? Ответ лежит на поверхности. После скандала на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити, когда сразу двум парам -- россиянам Антону Сихурулидзе и Елене Бережной и канадцам Дэвиду Пеллетье и Джейн Сэйл -- были вручены золотые награды, президент ИСУ поклялся, что старая система судейства будет пересмотрена. Свое обещание чиновникам Международного олимпийского комитета Оттавио Чинкванта не мог не сдержать. Именно этим и объясняются предпринятые им шаги. Однако, как бы там ни было, правила приняты, и на Олимпийских играх в Турине программы фигуристов будут оцениваться исходя из них.
Ольга ЕРМОЛИНА


  КРУПНЫМ ПЛАНОМ  
  • //  20.10.2004
Reuters
Фигуристы начинают уникальный международный сезон
Завтра в Питсбурге (США) стартует первый этап чемпионской серии Гран-при «Скейт Америка». Эти соревнования открывают международный сезон 2004/05, который закончится в марте московским чемпионатом мира... >>
  • //  20.10.2004
Денис Синяков
Для российских фигуристов сезон начался несколько недель назад. В Нижнем Новгороде состоялся первый этап Кубка страны, итоги которого внесли коррективы в состав участников Гран-при... >>
  • //  20.10.2004
Reuters
Новая система подсчета баллов сложна непонятна
Предстоящий сезон в фигурном катании обещает стать увлекательным и непредсказуемым. По сравнению с предыдущими годами он имеет ряд существенных отличий... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика