N°171
21 сентября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  21.09.2004
Воспоминание о настоящем
В Музее истории Санкт-Петербурга показывают ленинградский конструктивизм

версия для печати
Проект "Ленинградский конструктивизм" Государственный музей истории Санкт-Петербурга подготовил совместно с Нидерландским архитектурным институтом (г. Роттердам). В сентябре 2003-го -- феврале 2004 года выставка "Неизвестный Ленинград" была открыта в Нидерландском архитектурном институте. Здесь впервые демонстрировалась уникальная коллекция архитектурной графики 1920-х -- начала 1930-х годов из фондов российского музея, включающая работы выдающихся мастеров, представителей Ленинградской школы конструктивизма -- А.К. Барутчева, Д.П. Бурышкина, Н.А. Митурича, А.С. Никольского, Г.А. Симонова, -- не только осуществленные, но и конкурсные и нереализованные проекты, представляющие особую ценность для исследователей и демонстрирующие разнообразие и значимость творческих новаций периода. Выставка в Инженерном доме Петропавловской крепости дополнена видеоматериалами по российскому конструктивизму, подготовленными Центром современной архитектуры (Москва).

В отличие от московского, ленинградский конструктивизм мало изучен и практически неизвестен широкой публике. Конструктивизм утвердился в Ленинграде в середине 1920-х годов и прошел короткий, искусственно прерванный цикл развития. Важнейшим фактором, оказавшим влияние на его формирование, явилось экспериментальное творчество Казимира Малевича. Созданная им художественная система супрематизма была применена на практике архитектором Александром Никольским.

В двадцати работах, представленных на выставке «Неизвестный Ленинград», отражен весь диапазон архитектурных поисков 1920-х -- начала 1930-х годов. Много материалов по строительству экспериментальных жилых районов. Они являются наглядной иллюстрацией утопий и антиутопий недавнего прошлого. Например, архитектор Давид Бурышкин при проектировании района на острове Декабристов предложил свой вариант социальной иерархии. Самые идейно выдержанные и политграмотные жили в доме-коммуне, далее следовал дом переходного типа и, наконец, «старый» или жилой (!) дом. Дом-коммуна предусматривал весьма жесткие условия: все обитатели размещались в небольших комнатах, называемых кабинами и одинаковых для холостых и женатых. Дети помещались в отдельном корпусе. Так же отделен от граждан был и душ, расположенный даже не в конце этажа, а в конце квартала.

В самом новом типе общественного здания была реализована актуальная для двадцатых годов программа по реорганизации жизненной среды, традиционных форм быта и досуга в соответствии с потребностями человека социалистической эпохи. Менее чем через десять лет период пролетарской романтики сменился неоклассикой победившего социализма. Прервавшую эксперименты конструктивизма эпоху историк Владимир Паперный назвал «Культура 2»: «Общество застывает и кристаллизуется. Власть начинает интересоваться архитектурой -- и как практическим средством прикрепления населения, и как пространственным выражением новой центростремительной системы ценностей». Согласитесь, мысль пугающе современна.
Сергей КУЗНЕЦОВ, Санкт-Петербург
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  21.09.2004
ИТАР-ТАСС
Во МХАТе имени Чехова поставили пьесу братьев Пресняковых
Пока зрители рассаживаются по местам, на кровати лежит, ворочаясь под простыней, молодой человек Валя (студент мхатовской школы-студии Петр Кислов). Свет гаснет; и зал начинает видеть те кошмары, что молодого человека мучают... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  21.09.2004
В Музее истории Санкт-Петербурга показывают ленинградский конструктивизм
Проект "Ленинградский конструктивизм" Государственный музей истории Санкт-Петербурга подготовил совместно с Нидерландским архитектурным институтом (г. Роттердам)... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  21.09.2004
Новые английские романы. >>
//  читайте тему:  Круг чтения
  • //  21.09.2004
Диана Вишнева и Владимир Малахов выступили в Большом
"Спящая красавица" на сегодняшний день -- один из самых проблемных спектаклей Большого театра... >>
//  читайте тему:  Танец
  • //  21.09.2004
Сегодня в Москве играет Ван Клиберн
Харви Лаван Клайберн (родился в 1934 году) настаивает на том, чтобы его называли так, как нарекла его русская публика в 1958 году. Если бы тогда на конкурсе имени Чайковского ему не дали первую премию, это был бы не просто скандал. Страна лишилась романтического героя, а мир -- заметной части своей культурной мифологии. Пианизм Клиберна потом уже так ярко не блистал (в семидесятые его исполнительская карьера почти затихла), но если не свежесть, то трогательную непосредственность и поразительное обаяние музыкант сохранил по сию пору. Он с удовольствием общается, подробно отвечает на вопросы, рассказывает, что приехал на тот конкурс не для того, чтобы победить, а чтобы посмотреть на Кремль и собор Василия Блаженного. Что Первый концерт Чайковского, ставший его звездным часом, потом играл «понятия не имею, сколько раз!» Что президента Путина видел в Америке на ранчо Буша, и тот ему очень понравился. Что политики любят музыку -- вот Кондолиза Райс прекрасная пианистка, и в России тоже много настоящих любителей музыки. >>
//  читайте тему:  Музыка
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика