N°171 21 сентября 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Воспоминание о настоящем В Музее истории Санкт-Петербурга показывают ленинградский конструктивизм
Проект "Ленинградский конструктивизм" Государственный музей истории Санкт-Петербурга подготовил совместно с Нидерландским архитектурным институтом (г. Роттердам). В сентябре 2003-го -- феврале 2004 года выставка "Неизвестный Ленинград" была открыта в Нидерландском архитектурном институте. Здесь впервые демонстрировалась уникальная коллекция архитектурной графики 1920-х -- начала 1930-х годов из фондов российского музея, включающая работы выдающихся мастеров, представителей Ленинградской школы конструктивизма -- А.К. Барутчева, Д.П. Бурышкина, Н.А. Митурича, А.С. Никольского, Г.А. Симонова, -- не только осуществленные, но и конкурсные и нереализованные проекты, представляющие особую ценность для исследователей и демонстрирующие разнообразие и значимость творческих новаций периода. Выставка в Инженерном доме Петропавловской крепости дополнена видеоматериалами по российскому конструктивизму, подготовленными Центром современной архитектуры (Москва).
В отличие от московского, ленинградский конструктивизм мало изучен и практически неизвестен широкой публике. Конструктивизм утвердился в Ленинграде в середине 1920-х годов и прошел короткий, искусственно прерванный цикл развития. Важнейшим фактором, оказавшим влияние на его формирование, явилось экспериментальное творчество Казимира Малевича. Созданная им художественная система супрематизма была применена на практике архитектором Александром Никольским. В двадцати работах, представленных на выставке «Неизвестный Ленинград», отражен весь диапазон архитектурных поисков 1920-х -- начала 1930-х годов. Много материалов по строительству экспериментальных жилых районов. Они являются наглядной иллюстрацией утопий и антиутопий недавнего прошлого. Например, архитектор Давид Бурышкин при проектировании района на острове Декабристов предложил свой вариант социальной иерархии. Самые идейно выдержанные и политграмотные жили в доме-коммуне, далее следовал дом переходного типа и, наконец, «старый» или жилой (!) дом. Дом-коммуна предусматривал весьма жесткие условия: все обитатели размещались в небольших комнатах, называемых кабинами и одинаковых для холостых и женатых. Дети помещались в отдельном корпусе. Так же отделен от граждан был и душ, расположенный даже не в конце этажа, а в конце квартала. В самом новом типе общественного здания была реализована актуальная для двадцатых годов программа по реорганизации жизненной среды, традиционных форм быта и досуга в соответствии с потребностями человека социалистической эпохи. Менее чем через десять лет период пролетарской романтики сменился неоклассикой победившего социализма. Прервавшую эксперименты конструктивизма эпоху историк Владимир Паперный назвал «Культура 2»: «Общество застывает и кристаллизуется. Власть начинает интересоваться архитектурой -- и как практическим средством прикрепления населения, и как пространственным выражением новой центростремительной системы ценностей». Согласитесь, мысль пугающе современна.
Во МХАТе имени Чехова поставили пьесу братьев Пресняковых Пока зрители рассаживаются по местам, на кровати лежит, ворочаясь под простыней, молодой человек Валя (студент мхатовской школы-студии Петр Кислов). Свет гаснет; и зал начинает видеть те кошмары, что молодого человека мучают... >>
В Музее истории Санкт-Петербурга показывают ленинградский конструктивизм Проект "Ленинградский конструктивизм" Государственный музей истории Санкт-Петербурга подготовил совместно с Нидерландским архитектурным институтом (г. Роттердам)... >>
Диана Вишнева и Владимир Малахов выступили в Большом "Спящая красавица" на сегодняшний день -- один из самых проблемных спектаклей Большого театра... >>
Сегодня в Москве играет Ван Клиберн Харви Лаван Клайберн (родился в 1934 году) настаивает на том, чтобы его называли так, как нарекла его русская публика в 1958 году. Если бы тогда на конкурсе имени Чайковского ему не дали первую премию, это был бы не просто скандал. Страна лишилась романтического героя, а мир -- заметной части своей культурной мифологии. Пианизм Клиберна потом уже так ярко не блистал (в семидесятые его исполнительская карьера почти затихла), но если не свежесть, то трогательную непосредственность и поразительное обаяние музыкант сохранил по сию пору. Он с удовольствием общается, подробно отвечает на вопросы, рассказывает, что приехал на тот конкурс не для того, чтобы победить, а чтобы посмотреть на Кремль и собор Василия Блаженного. Что Первый концерт Чайковского, ставший его звездным часом, потом играл «понятия не имею, сколько раз!» Что президента Путина видел в Америке на ранчо Буша, и тот ему очень понравился. Что политики любят музыку -- вот Кондолиза Райс прекрасная пианистка, и в России тоже много настоящих любителей музыки. >>
|
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|