N°168
16 сентября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.09.2004
Добро пожаловать в Сараево
Юбилейный фестиваль балканского кино

версия для печати
Ирония, явственно присутствующая в названии давнего фильма англичанина Майкла Уинтерботтома «Добро пожаловать в Сараево», увы, до сих пор актуальна. Попасть в Сараево с востока, с территории нынешней Югославии (федерация Сербии и Черногории), по-прежнему непросто. Поезда из Белграда в столицу Боснии и Герцеговины не ходят, автобусы ездят редко, неохотно и медленно. Правда, тоннелем, соединявшим город с остальным миром во время блокады Сараево боснийскими сербами, пользоваться не обязательно: есть самолет или, на выбор, 350 км горной дороги.

В 1995 году здесь впервые состоялся Сараевский кинофестиваль, приехать на который из зарубежных гостей рискнули нонконформист Лео Каракс да Марко Мюллер, тогдашний директор Локарно (и нынешний -- Венеции), помогший провести фильмокопии и кассеты в осажденный город. Сегодня по красной дорожке Народного театра восходит слегка растерянный Жерар Депардье с Кароль Буке, проводят пресс-конференции Энтони Мингелла и Джон Малкович, а жюри возглавляет классик британского кинореализма Майк Ли.

В центре города войны словно и не было: горожане гуляют допоздна, тратя в открытых кафе «конвертибельные марки» (боснийская денежная единица твердо привязана к уже не существующей немецкой валюте), а рестораны усиленно зазывают на «янетину са ражна» (целиком зажаренного на вертеле ягненка). Странности замечаешь со временем. Ну например, в сербскую часть города нельзя доехать на общественном транспорте, только на такси.

Главное событие 10-го Сараевского фестиваля -- региональная конкурсная программа. «За минувший год на Балканах было снято около 50 фильмов, -- говорит директор фестиваля Мирсад Пуриватра. -- При этом лишь несколько из них попали на фестивали класса «А». Фестиваль в Сараево -- это возможность представить балканский кинематограф во всем его разнообразии». Впрочем, насчет международных успехов балканских фильмов директор скромничает. Достаточно привести пример Словении, которая вот уже пару лет регулярно поставляет фильмы в Венецию и Берлин («Запчасти», «Хлеб и молоко» и др.). Босниец Данис Танович прославился на весь мир «Ничьей землей» («Оскар» за лучший иностранный фильм). Менее громкие, но более тонкие фильмы у уроженца Сараево Пьера Жалицы (в этом году его «Дни и часы» были показаны на открытии фестиваля). Кроме того, в программе были фильмы из Хорватии, Албании, Македонии, Болгарии, Румынии, Венгрии, Сербии и Черногории. Достойная попытка примирения или хотя бы диалога...

Но и тут есть одна странность: самый знаменитый режиссер, рожденный в Сараево, ни разу не был гостем фестиваля. Речь, разумеется, идет об Эмире Кустурице. Боснийцы так и не простили ему, что во времена блокады он жил в Париже и Белграде, что «Подполье» (главный приз в Каннах-95) финансировало, в числе прочих, Белградское телевидение, что мусульманин по происхождению женился на сербке и пожертвовал средства на возведение православной церкви. А Кустурица не простил Боснии смерть своего отца, подвергнутого травле и вскоре скончавшегося от сердечного приступа. Не вдохновляют его и угрозы физической расправы, которые он регулярно получает. Парадокс: режиссер, посвятивший свои фильмы балканской «почве и судьбе», уже долгие годы не ступал на родную землю. Последний фильм Кустурицы «Жизнь чудесна» уже увидели в Каннах и Москве, но не скоро увидят в Сараево. Для боснийцев история любви серба и заложницы-мусульманки -- сомнительная сказка, не вызывающая доверия.

В Сараево пока не готовы мириться, но уже готовы разговаривать друг с другом. «Правда, в разговорах надо по-прежнему сохранять осторожность -- как бы не сказать чего-нибудь лишнего, -- признается один из гостей фестиваля, приехавший из Белграда. -- Мгновенно может вспыхнуть ссора. Слава богу, никто при этом уже не хватается за оружие».
Алексей МЕДВЕДЕВ, Белград--Сараево--Москва
//  читайте тему  //  Кино


  КУЛЬТУРА  
  • //  16.09.2004
Виктор Баженов
Петр Фоменко поставил «Три сестры»
На старте сезона московским театралам преподнесли сюрприз, да такой, что прочие премьеры сентября если не поблекнут, то уж наверняка почтительно отступят. Мэтр Петр Фоменко представил на сцене филиала Малого театра чеховских «Трех сестер»... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  16.09.2004
Бульдозер признан участником художественного процесса
Вчера художественная общественность и Государственный центр современного искусства отметили знаменательный юбилей: ровно тридцать лет назад, 15 сентября 1974 года, на московской окраине, в Беляеве, состоялась самая знаменитая выставка в новейшей российской истории -- «бульдозерная», организованная художником, лидером «Лианозовской группы» Оскаром Рабиным и поэтом с большим общественным темпераментом Александром Глезером... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  16.09.2004
Юбилейный фестиваль балканского кино
Ирония, явственно присутствующая в названии давнего фильма англичанина Майкла Уинтерботтома «Добро пожаловать в Сараево», увы, до сих пор актуальна. Попасть в Сараево с востока, с территории нынешней Югославии (федерация Сербии и Черногории), по-прежнему непросто... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  16.09.2004
Издан еще один роман Владимира Сорокина
Анонсируя роман Владимира Сорокина «Путь Бро» (см. «Время новостей» от 29 июля), издательство «Захаров» сосредоточилось на трех пунктах: во-первых, «Путь Бро» -- это предыстория событий, описанных в романе «Лед»; во-вторых, в книге нет ни одного матерного слова; в третьих, новое сочинение можно читать даже детям... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика