N°163
09 сентября 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  09.09.2004
Ни одного спонтанного движения
В Московском Доме фотографии показали два канона красоты

версия для печати
Когда в Японии появились первые фотокамеры, никто не сомневался, что их назначение -- фиксировать прекрасные диковины едва приоткрывшейся внешнему миру страны. В камеру попадало то, что возбуждало европейский глаз: гейши, рикши, гора Фудзияма, чайные церемонии, древние храмы, традиционные сады, устройство женских причесок (вид сзади), мастерские, где вышивали шелком и делали зонтики. Фотографы работали для туристических альбомов английских путешественников -- и видели лишь то, что хотели. Средневековый заповедник конца XIX века и сегодня вполне соответствует представлениям о Стране восходящего солнца. А в те годы туристические снимки Японии стали настолько популярны у фотографов, что, оберегая почву вокруг Фудзиямы, храма в Никко и других известных мест от безжалостных штативов, в стране начали выдавать специальные лицензии на определенные сюжеты и ввели лицензирование негативов. Почти все фотографии на выставке датированы концом века -- 1890-ми годами, но время почти не прочитывается в сосредоточенных исключительно на этнографии снимках. Каноны в фотографической съемке соответствовали традициям японского искусства. Равно как и чудесная акварельная раскраска карточек. Чайная церемония -- гейши на фоне рисованного задника с Фудзиямой так же прекрасны и искусственны, как пейзажи с самой горой, сделанные в разное время суток, при разном освещении.

Иосиф Сталин и советская власть тоже не сомневались в назначении фотокамеры. Начинавший работать в суровые тридцатые Эммануил Евзерихин, как большая часть его коллег, не имел специального образования и понятия о современном состоянии фотографии в мире. Его задачей была фиксация страны. Сюжеты, приемы и даже точки съемки были определены до него. Парады сверху, черные машины на фоне Большого театра, праздничное освещение и строительство метро, просторные цехи, механизация при изготовлении фарша, лучшие люди страны советов -- писатели, передовики, руководители партии и правительства. Даже войну фиксировали по лекалу: ополченцы, танцы на привале, развалины. И не одного спонтанного движения, случайного кадра. Ясная композиция, четкий смысл. Советская власть не лицензировала точки съемок -- корреспонденты сами должны были понимать, что от них требуется. Евзерихин снимал не людей и события -- а ритуал, и без него отлично известный. Но нуждавшийся в постоянной фиксации, подтверждающей собственное существование. В начале экспозиции есть автопортрет Евзерихина -- чудесного романтического юноши. В пятнадцать он начал снимать, в семнадцать поступил в «Пресс-Клише ТАСС» внештатным корреспондентом, в двадцать три имел кремлевскую аккредитацию. Поскольку допущенных к съемкам не только первых лиц, но даже и улиц Москвы в те годы было немного, можно считать, что место в ряду «классиков советской фотографии» Эммануил Евзерихин зарезервировал уже тогда.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  09.09.2004
На российские экраны вышел фильм «Папа»
Про фильм Владимира Машкова писать трудно, потому что все, кто его видел, уже согласились: фильм простой, наивный, искренний и вызывает потоки слез. И что тут еще скажешь... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  09.09.2004
В Московском Доме фотографии показали два канона красоты
Когда в Японии появились первые фотокамеры, никто не сомневался, что их назначение -- фиксировать прекрасные диковины едва приоткрывшейся внешнему миру страны... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  09.09.2004
"Кронос-квартет" и Киммо Похьонен в МДМ
В Москве, почти чудом собрав полный зал Московского дворца молодежи, выступили первые лица мировой новой музыки -- Дэвид Харрингтон, Джон Щерба, Хэнк Датт и Дженифер Калп, трое из которых уже больше 30 лет играют под всемирно известной маркой «Кронос-квартет», и только виолончелистка, сменившая шикарную Джоан Жанрено, работает с ними всего два года... >>
//  читайте тему:  Музыка
  • //  09.09.2004
На Клязьминском водохранилище с пятницы по воскресенье работает художественный фестиваль
В пятницу торжественно и быстро традиционным «фейерверком» из штанов Александра Шабурова и Вячеслава Мизина откроется «Арт-Клязьма-2004»... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  09.09.2004
Минувшая Московская книжная ярмарка не отличалась изобилием новинок на стендах издательств. Претензия к ММКЯ всегда одна и та же: нет у этого проекта яркой объединяющей концепции... >>
//  читайте тему:  Круг чтения
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика