N°150
23 августа 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 ОЛИМПИАДА
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  23.08.2004
Российский флот поднимает чужие флаги
Регистрировать суда в нашей стране по-прежнему невыгодно

версия для печати
Российский флаг, день которого отмечался в нашей стране вчера, с каждым годом все реже и реже встречается в Мировом океане. Статистика Министерства транспорта показывает, что в последнее десятилетие количество российских судов, которые предпочитают ходить под так называемыми «удобными флагами», только увеличивается. Российский флаг с «удобными» конкурировать не может из-за существующего в нашей стране жесткого налогового режима. Законопроект о международном («втором») морском реестре, который мог бы исправить эту ситуацию, до сих пор не согласован заинтересованными ведомствами.

День российского флага установлен как официальный праздник в 1994 году. Годом позже совокупный дедвейт (водоизмещение) торговых судов, зарегистрированных в российском реестре, равнялся 9,5 млн тонн. К нынешнему году этот показатель сократился до 2,6 млн тонн. Причем о физическом сокращении количества судов, принадлежащих российским владельцам, речи не идет. По данным Минтранса, в 1992--2003 годах для российских судовладельцев построено (в основном на иностранных верфях) 204 судна общим дедвейтом 6,8 млн тонн. Из всего этого флота под российский флаг регистрации встали только 65 судов. Причем это были в основном суда небольшой грузоподъемности. Общий дедвейт 65 судов составляет 591,7 тыс. тонн. Зато 139 судов, построенных в этот же период, но вышедших в море под иностранными флагами, все вместе «водоизмещают» 6,2 млн тонн. В процентном отношении под российским флагом ходят 31,8% из построенных в 1992--2003 годах судов, а по дедвейту -- только 8,8%.

На уход в дальние страны наших судовладельцев толкает не романтическая тяга к экзотике, а вполне прагматический расчет. Россия проигрывает «удобным» портам приписки по двум ключевым в экономике торгового судоходства параметрам. В нашей стране нет «длинного» дешевого кредита и есть очень «дорогие» налоги. Стандартные условия кредитного договора на постройку торгового судна на Западе предусматривают возврат займа через семь--девять лет. Российские банки выдавать кредиты на такой долгий срок пока не готовы, не говоря уже о том, что процентные ставки по кредитам у нас отличаются от европейских и американских в неприятную для клиента сторону.

Тем же самым отличаются и отечественные налоги. Например, при регистрации в России судов, приобретенных за рубежом, наши судоходные компании сталкиваются с беспрецедентной практикой -- необходимостью единовременной оплаты налоговых и таможенных сборов, которые достигают 24% от стоимости судна.

Причем нельзя сказать, что такие жесткие фискальные нормы существенно помогают наполнить казну. По статистике Минтранса, за период с 1995 по 2003 год ежегодные валютные поступления от работы морского флота уменьшились с 508,7 до 220,9 млн долларов.

Ведущие морские державы -- Дания, Норвегия, Великобритания, Нидерланды -- еще раньше России столкнулись с проблемой ухода национальных судовладельцев под «удобные флаги». В последнее десятилетие эту проблему там решают путем создания «второго» (параллельного) морского реестра, условия регистрации в котором максимально приближаются к «удобным». В нашей стране разработка законопроекта «О Российском международном реестре судов» началась в 1997 году. В апреле этого года вариант законопроекта, подготовленный Минтрансом, был предложен на согласование другим заинтересованным ведомствам.

Идеология этого документа основана на положении о том, что стоит пожертвовать суммами, взимаемыми сейчас с судовладельцев в виде прямых налогов, ради мультипликативного эффекта, который принесет экономике страны в целом массовый возврат судов из-под «удобных флагов» в российский регистр. По прогнозам Минтранса, принятие закона о «втором» реестре в России позволит в перспективе увеличить состав российского торгового флота на 750 единиц суммарным дедвейтом около 17 млн тонн общей стоимостью около 13 млрд руб. без привлечения бюджетных средств. Может быть создано дополнительно 18 тыс. рабочих мест на судах и около 50 тыс. рабочих мест на берегу, что позволит увеличить налоговые поступления в виде подоходного налога и отчисления единого социального налога.

Эти расчеты убеждают далеко не всех. Главный оппонент идеи о Российском международном реестре судов -- Минфин -- считает, что принятие этого закона приведет к значительным потерям поступлений в бюджет от уплаты таможенных пошлин.

Сроки передачи проекта на рассмотрение Государственной думы пока не берется предсказать никто из причастных к законотворческому процессу.
Михаил КУКУШКИН


  ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА  
  • //  23.08.2004
Чечня за неделю до выборов президента
Владимир Путин посетил Чечню за неделю до досрочных выборов главы региона. Не заезжая в Грозный, где накануне вечером произошло крупное столкновение правоохранительных органов с боевиками, глава государства прибыл в Центорой -- родовое село Кадыровых... >>
  • //  23.08.2004
AP
Боевики попытались пройти по улицам чеченской столицы
В субботу вечером улицы чеченской столицы на несколько часов вновь превратились в арену боевых действий. Так боевики видимо решили отметить российский День флага. Около 19.30 в Грозный вошел крупный отряд боевиков и, разбившись на мелкие группы, попытался атаковать позиции федеральных сил... >>
  • //  23.08.2004
ЦИК Чечни отчитался о подготовке к президентским выборам
На состоявшемся в пятницу заседании Центризбиркома председатель избирательной комиссии Чечни Абдул-Керим Арсаханов сделал доклад о ходе подготовки к досрочным выборам президента республики, которые состоятся в ближайшее воскресенье... >>
  • //  23.08.2004
Ситуация в Дагестане накаляется с каждыми днем
За неделю до выборов президента Чечни обстановка в соседнем Дагестане продолжает накаляться: в Хасавюрте в ночь на субботу прошел многотысячный митинг сторонников главы местной администрации Сайгидпаши Умаханова... >>
  • //  23.08.2004
Регистрировать суда в нашей стране по-прежнему невыгодно
Российский флаг, день которого отмечался в нашей стране вчера, с каждым годом все реже и реже встречается в Мировом океане. Статистика Министерства транспорта показывает, что в последнее десятилетие количество российских судов, которые предпочитают ходить под так называемыми «удобными флагами», только увеличивается... >>
  • //  23.08.2004
Игорь Юсуфов опять сменил Виктора Калюжного
Игорь Юсуфов, занимавший пост министра энергетики с июня 2001-го по март 2004 года, стал послом по особым поручениям МИД России, курирующим каспийское направление и вопросы энергетики... >>
//  читайте тему:  Административная реформа
  • //  23.08.2004
ИТАР-ТАСС
Сегодня правительство утвердит проект бюджета-2005
После острейшей дискуссии на заседании правительства за "продвинутый" бюджет-2005, который соответствовал бы задаче удвоить ВВП к 2012 году, министры экономического блока Герман Греф и Алексей Кудрин в субботу отправились в Сочи на доклад к президенту... >>
  • //  23.08.2004
Правительство решило сделать бюджетникам новогодний подарок. Министр финансов Алексей Кудрин сообщил, с 1 января служащих госсектора ожидает 20-процентная прибавка к зарплате. Соответствующие цифры заложены в законопроект бюджета на 2005 год... >>
  • //  23.08.2004
ИТАР-ТАСС
Президент России проводит курортные встречи с коллегами по СНГ в режиме нон-стоп
В минувшую пятницу к Владимиру Путину в Сочи вслед за Леонидом Кучмой прибыл новый гость из ближнего зарубежья -- президент Армении Роберт Кочарян. Встреча в резиденции президента России «Бочаров Ручей» прошла успешно... >>
  • //  23.08.2004
Свидетель обвинения сыграл в пользу защиты
Первый свидетель обвинения на уголовном процессе по делу акционеров ЮКОСа, выступивший в минувшую пятницу в Мещанском райсуде, не оправдал ожиданий Генпрокуратуры. Вместо обличительных речей о хищении 20% акций бывший гендиректор ОАО «Апатит» Анатолий Поздняков положительно отозвался о деятельности инвесторов... >>
//  читайте тему:  Дело ЮКОСа
  • //  23.08.2004
По знаменитой формуле великого физика Петра Капицы, есть три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика. Когда статистика смешивается с пропагандой в пропорциях 90% пропаганды и 10% статистики, возникает некий четвертый вид обмана. Или ложь четвертой степени... >>
  • //  23.08.2004
В России появилась новая зерновая столица
Давно ли вам приходилось видеть толпы счастливых улыбающихся пенсионеров? А куриные яйца по 9 руб. за десяток, картофель по 4 руб. за кг? Те, кто передвигается не на иномарках, а в общественном транспорте и сам ходит за продуктами на рынок, поймут, насколько экзотичны по нынешним временам эти социально-продуктовые явления... >>
  • //  23.08.2004
На месте приговоренной к сносу гостиницы может появиться новая станция Московского метрополитена
Один из вариантов схемы транспортного обеспечения новых отелей, которые появятся на месте гостиницы «Россия», предусматривает строительство новой станции метро. Об этом заявил на днях главный архитектор Москвы Александр Кузьмин... >>
  • //  23.08.2004
Президент подписал федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Закон направлен на урегулирование отношений, связанных с формированием корпуса присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции в сфере уголовного судопроизводства и с их деятельностью... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика