Время новостей
     N°150, 23 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.08.2004
Российский флот поднимает чужие флаги
Регистрировать суда в нашей стране по-прежнему невыгодно
Российский флаг, день которого отмечался в нашей стране вчера, с каждым годом все реже и реже встречается в Мировом океане. Статистика Министерства транспорта показывает, что в последнее десятилетие количество российских судов, которые предпочитают ходить под так называемыми «удобными флагами», только увеличивается. Российский флаг с «удобными» конкурировать не может из-за существующего в нашей стране жесткого налогового режима. Законопроект о международном («втором») морском реестре, который мог бы исправить эту ситуацию, до сих пор не согласован заинтересованными ведомствами.

День российского флага установлен как официальный праздник в 1994 году. Годом позже совокупный дедвейт (водоизмещение) торговых судов, зарегистрированных в российском реестре, равнялся 9,5 млн тонн. К нынешнему году этот показатель сократился до 2,6 млн тонн. Причем о физическом сокращении количества судов, принадлежащих российским владельцам, речи не идет. По данным Минтранса, в 1992--2003 годах для российских судовладельцев построено (в основном на иностранных верфях) 204 судна общим дедвейтом 6,8 млн тонн. Из всего этого флота под российский флаг регистрации встали только 65 судов. Причем это были в основном суда небольшой грузоподъемности. Общий дедвейт 65 судов составляет 591,7 тыс. тонн. Зато 139 судов, построенных в этот же период, но вышедших в море под иностранными флагами, все вместе «водоизмещают» 6,2 млн тонн. В процентном отношении под российским флагом ходят 31,8% из построенных в 1992--2003 годах судов, а по дедвейту -- только 8,8%.

На уход в дальние страны наших судовладельцев толкает не романтическая тяга к экзотике, а вполне прагматический расчет. Россия проигрывает «удобным» портам приписки по двум ключевым в экономике торгового судоходства параметрам. В нашей стране нет «длинного» дешевого кредита и есть очень «дорогие» налоги. Стандартные условия кредитного договора на постройку торгового судна на Западе предусматривают возврат займа через семь--девять лет. Российские банки выдавать кредиты на такой долгий срок пока не готовы, не говоря уже о том, что процентные ставки по кредитам у нас отличаются от европейских и американских в неприятную для клиента сторону.

Тем же самым отличаются и отечественные налоги. Например, при регистрации в России судов, приобретенных за рубежом, наши судоходные компании сталкиваются с беспрецедентной практикой -- необходимостью единовременной оплаты налоговых и таможенных сборов, которые достигают 24% от стоимости судна.

Причем нельзя сказать, что такие жесткие фискальные нормы существенно помогают наполнить казну. По статистике Минтранса, за период с 1995 по 2003 год ежегодные валютные поступления от работы морского флота уменьшились с 508,7 до 220,9 млн долларов.

Ведущие морские державы -- Дания, Норвегия, Великобритания, Нидерланды -- еще раньше России столкнулись с проблемой ухода национальных судовладельцев под «удобные флаги». В последнее десятилетие эту проблему там решают путем создания «второго» (параллельного) морского реестра, условия регистрации в котором максимально приближаются к «удобным». В нашей стране разработка законопроекта «О Российском международном реестре судов» началась в 1997 году. В апреле этого года вариант законопроекта, подготовленный Минтрансом, был предложен на согласование другим заинтересованным ведомствам.

Идеология этого документа основана на положении о том, что стоит пожертвовать суммами, взимаемыми сейчас с судовладельцев в виде прямых налогов, ради мультипликативного эффекта, который принесет экономике страны в целом массовый возврат судов из-под «удобных флагов» в российский регистр. По прогнозам Минтранса, принятие закона о «втором» реестре в России позволит в перспективе увеличить состав российского торгового флота на 750 единиц суммарным дедвейтом около 17 млн тонн общей стоимостью около 13 млрд руб. без привлечения бюджетных средств. Может быть создано дополнительно 18 тыс. рабочих мест на судах и около 50 тыс. рабочих мест на берегу, что позволит увеличить налоговые поступления в виде подоходного налога и отчисления единого социального налога.

Эти расчеты убеждают далеко не всех. Главный оппонент идеи о Российском международном реестре судов -- Минфин -- считает, что принятие этого закона приведет к значительным потерям поступлений в бюджет от уплаты таможенных пошлин.

Сроки передачи проекта на рассмотрение Государственной думы пока не берется предсказать никто из причастных к законотворческому процессу.

Михаил КУКУШКИН