N°145
16 августа 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 НА РЫНКЕ
 КУЛЬТУРА
 ОЛИМПИАДА
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  16.08.2004
«Легенды» против непогоды
В Монино состоялось авиашоу в честь Дня воздушного флота России

версия для печати
У Дня воздушного флота России два отца-основателя: Николай II и Сталин. Оба они отдали значимые для отечественного воздухоплавания распоряжения в августе. Последний русский царь 30 июля по старому стилю (12 августа по новому) 1912 года повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как мы теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в ее ведение все вопросы развития нового рода войск. А вождь народов начиная с 18 августа 1933 года завел в стране традицию праздновать День воздушного флота СССР. Президиум Верховного совета Российской Федерации в 1992 году поддержал сталинский почин, постановив отмечать этот профессиональный праздник (только уже не СССР, а России) ежегодно в третье воскресенье августа.

Наконец, главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов в прошлую пятницу пообещал внедрить новую традицию: отмечать День воздушного флота в подмосковном Монино.

В Монино, где до минувшего уикенда не было не то что аэродрома, но даже самой примитивной взлетной полосы, находится тем не менее богатейший музей ВВС. В прошедшие выходные там состоялось первое в нашей стране авиашоу исторических самолетов "Летающие легенды". На его открытии генерал армии Михайлов и пообещал сделать воздушный праздник регулярным.

Специально к авиашоу в Монино ударными темпами соорудили настоящую (хотя и грунтовую) взлетно-посадочную полосу и бутафорский аэродром времен Великой Отечественной -- с блиндажами, капонирами, оружейными мастерскими, самолетами, автомобилями, зенитками и переодетыми соответственно эпохе бойцами. Зенитки дали в небо несколько почти настоящих очередей холостыми, отразив демонстрационный «воздушный налет» «немецких бомбардировщиков».

Подобные показы отреставрированных исторических самолетов, способных, несмотря на свой почтенный возраст, самостоятельно подниматься в небо, для нас в новинку, но они довольно часто проводятся в западноевропейских странах. Например, в Великобритании ежемесячно происходит от 10 до 20 разных воздушных шоу, и как минимум пара из них полностью посвящена историческим самолетам. А в других странах машины-ветераны участвуют в качестве «приправы» к современным лайнерам и боевым воздушным судам.

Оттуда -- из Европы -- и прибыла под Москву большая часть «летающих легенд». Легендарные экспонаты самого монинского музея оторваться от земли уже не способны (хотя главком Михайлов и обещал на празднике к следующему году «поставить на крыло» некоторые из них).

В связи с этим наиболее выигрышно оказалась представлена техника наших союзников военной поры -- американцев. Впрочем, как выяснилось, она во многих случаях может считаться такой же нашей, как и их, потому что американцы активно поставляли свои самолеты в СССР по ленд-лизу и на них тут летали асы Красной армии. Например, самое крупное из показанных в воздухе исторических воздушных судов -- бомбардировщик B-25 американского производства -- прошло над Монином под управлением смешанного экипажа. Вместе с пилотами австрийской группы Flying Bulls, которой эта машина сейчас принадлежит, в кабине сидел генерал-полковник Василий Решетников. Во время войны он пилотировал такой же В-25 на советско-германском фронте.

Люфтваффе в небе Монино представлял, как ни парадоксально, коллекционер с Украины Владимир Нессонов. Он прилетел, правда, не на настоящем историческом самолете, а на уменьшенной модели (примерно в две трети натуральной величины) знаменитого «лаптежника» -- бомбардировщика Junkers-87. В связи с нехваткой подлинных вражеских самолетов организаторам шоу для имитации налета на «полевой аэродром Красной армии» пришлось прибегнуть к услугам группы современных спортивных самолетов Як-52.

Впрочем, и то, что «гитлеровскому» самолету впервые после войны было официально позволено пролететь над Россией, уже имеет большое символическое значение. До самого последнего времени наши военные не могли преодолеть неприятные ассоциации, связанные с немецкой техникой военной поры. Не далее как в январе 2000 года швейцарские летчики из авиакомпании Ju-Air пытались совершить кругосветный перелет на транспортном Junkers-52, который выпускался в Германии с 30-х годов и широко использовался среди прочих фронтов и в России.

Швейцарцы преодолели Европу и Азию, но дальше -- чтобы долететь до Америки -- им надо было пересечь Россию. Их просьба о посадке и дозаправке на Сахалине была отвергнута, и задуманная «кругосветка» так и не состоялась.

В этот раз, в Монино, у пилотов были серьезные проблемы другого рода. Погода улыбнулась им только в день открытия праздника -- 13 августа. На другой день в Москве и Подмосковье выпала половина месячной нормы осадков. Для разгона облаков был заблаговременно приготовлен спецсамолет, но против такого разгула стихии он оказался бессилен. Субботу «летающие легенды» провели на земле.
Михаил КУКУШКИН


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  16.08.2004
В Монино состоялось авиашоу в честь Дня воздушного флота России
У Дня воздушного флота России два отца-основателя: Николай II и Сталин. Оба они отдали значимые для отечественного воздухоплавания распоряжения в августе. Последний русский царь 30 июля по старому стилю (12 августа по новому) 1912 года повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как мы теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в ее ведение все вопросы развития нового рода войск... >>
  • //  16.08.2004
Клубы, концерты, театры, выставки, кино. >>
  • //  16.08.2004
Прогноз на ближайшие дни
Циклон, портивший погоду в центре России, смещается на северо-восток, в направлении Полярного Урала. На севере Европейской России его влияние еще существенно. На северо-западе его поддержит волновой фронт из Скандинавии, вовлекаемый в систему уходящего циклона... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика