|
|
N°145, 16 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Легенды» против непогоды
В Монино состоялось авиашоу в честь Дня воздушного флота России
У Дня воздушного флота России два отца-основателя: Николай II и Сталин. Оба они отдали значимые для отечественного воздухоплавания распоряжения в августе. Последний русский царь 30 июля по старому стилю (12 августа по новому) 1912 года повелел сформировать при Главном управлении Генштаба первую в стране часть, как мы теперь бы сказали, военно-воздушных сил и передать в ее ведение все вопросы развития нового рода войск. А вождь народов начиная с 18 августа 1933 года завел в стране традицию праздновать День воздушного флота СССР. Президиум Верховного совета Российской Федерации в 1992 году поддержал сталинский почин, постановив отмечать этот профессиональный праздник (только уже не СССР, а России) ежегодно в третье воскресенье августа.
Наконец, главком ВВС России генерал армии Владимир Михайлов в прошлую пятницу пообещал внедрить новую традицию: отмечать День воздушного флота в подмосковном Монино.
В Монино, где до минувшего уикенда не было не то что аэродрома, но даже самой примитивной взлетной полосы, находится тем не менее богатейший музей ВВС. В прошедшие выходные там состоялось первое в нашей стране авиашоу исторических самолетов "Летающие легенды". На его открытии генерал армии Михайлов и пообещал сделать воздушный праздник регулярным.
Специально к авиашоу в Монино ударными темпами соорудили настоящую (хотя и грунтовую) взлетно-посадочную полосу и бутафорский аэродром времен Великой Отечественной -- с блиндажами, капонирами, оружейными мастерскими, самолетами, автомобилями, зенитками и переодетыми соответственно эпохе бойцами. Зенитки дали в небо несколько почти настоящих очередей холостыми, отразив демонстрационный «воздушный налет» «немецких бомбардировщиков».
Подобные показы отреставрированных исторических самолетов, способных, несмотря на свой почтенный возраст, самостоятельно подниматься в небо, для нас в новинку, но они довольно часто проводятся в западноевропейских странах. Например, в Великобритании ежемесячно происходит от 10 до 20 разных воздушных шоу, и как минимум пара из них полностью посвящена историческим самолетам. А в других странах машины-ветераны участвуют в качестве «приправы» к современным лайнерам и боевым воздушным судам.
Оттуда -- из Европы -- и прибыла под Москву большая часть «летающих легенд». Легендарные экспонаты самого монинского музея оторваться от земли уже не способны (хотя главком Михайлов и обещал на празднике к следующему году «поставить на крыло» некоторые из них).
В связи с этим наиболее выигрышно оказалась представлена техника наших союзников военной поры -- американцев. Впрочем, как выяснилось, она во многих случаях может считаться такой же нашей, как и их, потому что американцы активно поставляли свои самолеты в СССР по ленд-лизу и на них тут летали асы Красной армии. Например, самое крупное из показанных в воздухе исторических воздушных судов -- бомбардировщик B-25 американского производства -- прошло над Монином под управлением смешанного экипажа. Вместе с пилотами австрийской группы Flying Bulls, которой эта машина сейчас принадлежит, в кабине сидел генерал-полковник Василий Решетников. Во время войны он пилотировал такой же В-25 на советско-германском фронте.
Люфтваффе в небе Монино представлял, как ни парадоксально, коллекционер с Украины Владимир Нессонов. Он прилетел, правда, не на настоящем историческом самолете, а на уменьшенной модели (примерно в две трети натуральной величины) знаменитого «лаптежника» -- бомбардировщика Junkers-87. В связи с нехваткой подлинных вражеских самолетов организаторам шоу для имитации налета на «полевой аэродром Красной армии» пришлось прибегнуть к услугам группы современных спортивных самолетов Як-52.
Впрочем, и то, что «гитлеровскому» самолету впервые после войны было официально позволено пролететь над Россией, уже имеет большое символическое значение. До самого последнего времени наши военные не могли преодолеть неприятные ассоциации, связанные с немецкой техникой военной поры. Не далее как в январе 2000 года швейцарские летчики из авиакомпании Ju-Air пытались совершить кругосветный перелет на транспортном Junkers-52, который выпускался в Германии с 30-х годов и широко использовался среди прочих фронтов и в России.
Швейцарцы преодолели Европу и Азию, но дальше -- чтобы долететь до Америки -- им надо было пересечь Россию. Их просьба о посадке и дозаправке на Сахалине была отвергнута, и задуманная «кругосветка» так и не состоялась.
В этот раз, в Монино, у пилотов были серьезные проблемы другого рода. Погода улыбнулась им только в день открытия праздника -- 13 августа. На другой день в Москве и Подмосковье выпала половина месячной нормы осадков. Для разгона облаков был заблаговременно приготовлен спецсамолет, но против такого разгула стихии он оказался бессилен. Субботу «летающие легенды» провели на земле.
Михаил КУКУШКИН