N°135 02 августа 2004 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Человек, над которым смеешься 90 лет назад родился Луи де Фюнес
Полное имя этого человека -- Луи-Жермен де Фюнес де Галарца. Он родился в семье юриста-аристократа, был некоторое время женат на внучке самого Ги де Мопассана, а в середине семидесятых удостоился ордена Почетного легиона. Но вошел в историю Франции, да и всего мира, вовсе не как наследник громкой фамилии и светский лев. В первую очередь Луи де Фюнес был самым смешным человеком, который когда бы то ни было появлялся на киноэкране.
О его жизни до того момента, пока Луи раз и навсегда не связал ее с кинокомедией, известно немного. Несмотря на происхождение, в молодости де Фюнесу пришлось побывать счетоводом, чистильщиком обуви, коммивояжером и декоратором. Первые шаги в области юмора он делал на радио и в парижских кабаре, играл на пианино, учился в актерской студии. Сразу после войны, в 1945 году, дебютировал в фильме Жана Стелли «Барбизонское искушение». Играл много и охотно, но вряд ли кто-то сегодня вспомнит большинство фильмов (их было более полусотни), в которых мелькал относительно молодой и тогда еще никому не ведомый актер. Все изменилось в 1958 году, когда де Фюнес сыграл браконьера Блеро в комедии «Не пойман -- не вор». С этого момента забыть это лицо, эту мимику, эти жесты было решительно невозможно. И без того небедный на комиков французский экран обрел нового идола, охотно принимающего богатые жертвоприношения в виде неуемного и ничем не сдерживаемого хохота. Попытка рассказать о де Фюнесе академично и строго заведомо обречена на провал: вместо четких строчек все более обширной с каждом годом фильмографии перед глазами встают эпизоды навеки любимых фильмов -- и монотонное перечисление застревает в горле, превращаясь в непроизвольное, не совсем приличное, но абсолютно счастливое хрюканье. Вот он совершенно невообразимо приплясывает перед посетителем в своем кабинете: «Осторожно! Кресло -- на колесиках! Кресло -- на колесиках!» («Разиня»). Вот с изменившимся лицом извлекает из чемодана бюстгальтер («Оскар»). Вот рассказывает сказку о Красной Шапочке милейшим стриптизершам («Человек-оркестр»). Вот, наконец, в бессильной злобе лупит веслом по борту чужой яхты («Маленький купальщик»)... Каждый из этих моментов немедленно всплывает в памяти -- и остановить смех уже невозможно. И ведь это еще не все -- был еще и жандарм Крюшо из Сент-Тропеза, незадачливый раввин Якоб, мольеровский Гарпагон. Не стоит забывать, что именно де Фюнес обеспечил триумф серии фильмов о Фантомасе -- по-хорошему, картина Андре Юннебеля, вроде бы пародировавшая заокеанскую джеймсбондиану, а на самом деле открывшая для французского развлекательного кино абсолютно новые горизонты, должна была справедливости ради называться не «Фантомас», а «Комиссар Жюв». Именно он -- человечек с механической рукой, выскакивающей из-под полы пиджака в самый неподходящий момент, истерик-коротышка с наполеоновскими амбициями, укротитель механической кровати -- а вовсе не сверхзлодей с лягушачьей головой был главным героем этих уморительных лент. Наконец, «Большая прогулка» -- пожалуй, лучшая французская кинокомедия всех времен и один из самых смешных фильмов в истории кино вообще. В компании с другим весьма забавным типом, Бурвилем, де Фюнес одним махом побеждал фашистских оккупантов, заменив собой все французское Сопротивление. Но для зрителей знакомство с приключениями маляра и дирижера было ничуть не менее фатально, чем для балбесов-фрицев. «Мне наплевать на Питера, впрочем, как и вам тоже! Вы отправились туда только потому, что хотели лишний раз встретиться с внучкой кукольника! С внучкой кукольника!» Никакие психотропные средства и электрошок не производят на мозг такого всесокрушающего впечатления, как выражение лица и постановка рук де Фюнеса в тот момент, когда он пытается изобразить эту самую «внучку кукольника». В человеческом языке пока что не придумали и вряд ли когда-нибудь изобретут слово, которым можно это описать. Это -- де Фюнес. И этим сказано все. У нас его знали очень хорошо и по праву обожали. Немалую роль тут сыграл абсолютно гениальный дубляж (в советском прокате артиста практически неизменно дублировал Владимир Кенигсон) -- и с приходом картин де Фюнеса на видео многие были обескуражены: «настоящий» де Фюнес, подобно Курту Воннегуту из известной байки, сильно проигрывал в оригинале. Впрочем, Луи явно отнесся бы к этому с пониманием -- ему и самому в течение долгих лет пришлось озвучивать в прокате Франции фильмы с участием великого комика Тото. Как бы там ни было, де Фюнес всегда оставался де Фюнесом. Его творческое кредо укладывается в известную русскую поговорку «смех, да и только» -- никакого второго плана, никаких невидимых миру слез, никаких неожиданно-трагических ноток. Только выпученные глаза, утиная походка, несносный характер, крайняя подозрительность и одновременно неумение видеть дальше своего выдающегося носа. Над де Фюнесом хочется просто хохотать -- не задумываясь о том, как ты выглядишь со стороны, не обращая внимание на лопнувшие брюки и раскатившиеся в разные стороны жилетные пуговицы. Единственную свою профессиональную награду -- почетный «Сезар» за вклад в киноискусство -- де Фюнес получил за три года до смерти в 1983 году от сердечного приступа. Но такому человеку в принципе не нужны никакие регалии. Достаточно того, что при виде в титрах его сокращенного аристократического имени приходится забыть все дела и устраиваться у экрана поудобнее. Отложив на безопасное расстояние колюще-режущие предметы и хрупкие стеклянные безделушки. А то мало ли что... |
90 лет назад родился Луи де Фюнес Полное имя этого человека -- Луи-Жермен де Фюнес де Галарца. Он родился в семье юриста-аристократа, был некоторое время женат на внучке самого Ги де Мопассана, а в середине семидесятых удостоился ордена Почетного легиона. Но вошел в историю Франции, да и всего мира, вовсе не как наследник громкой фамилии и светский лев... >>
Голландский хореограф провела исследование русской интимности «Люди, принадлежащие к разным странам и культурам, по-разному воспринимают интимность и близость, именно это для меня интересно», -- говорит голландский хореограф Анук ван Дайк, только что показавшая в Москве спектакль Stau... >>
В «Школе современной пьесы» прошел сбор труппы В самый разгар лета, когда практически все московские театры отдыхают или гастролируют, «Школа современной пьесы» открывает новый сезон. А все потому, что у худрука театра Иосифа Райхельгауза очень большие планы... >>
На Болотной площади по-летнему отпраздновали юбилей гитары Fender Когда полвека назад Лео Фендер изобрел свою новаторскую гитару, он вряд ли думал, что его детище станет важнейшим символом массовой культуры столетия. Все новое приживается плохо, и, сказать по правде, гитара Fender тоже сперва вызвала недоумение. Во-первых, непривычно маленькая -- за счет узкого грифа и небольшой мензуры... >>
Объявлена программа 61-го Венецианского фестиваля Старейший в мире международный кинофестиваль (первый прошел в городе гондольеров еще в 1932 году) обнародовал свою программу на этот год. В конкурсе смотра, который пройдет с 1 по 11 сентября, будет принимать участие 21 картина, которую отборщики выбрали из 1892 новейших названий... >>
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|