N°108
24 июня 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  24.06.2004
Испанский стробоскоп мировой артимперии
Музей Гуггенхайма в Бильбао - образец идеального менеджмента

версия для печати
18 июня в Москве завершился конкурс российских проектов на тему «Меняющийся музей в меняющемся мире», проведенный совместно Министерством культуры Российской Федерации и Благотворительным фондом Владимира Потанина. Наша газета писала о конкурсе. Была отмечена любопытная тенденция: авторы многих конкурсных программ делали ставку не на помощь города музею, а на помощь музея городу. Приятно, что профессионалы всерьез озабочены ролью музея как катализатора экономической и социальной активности городского сообщества. Жаль только, что в России не развита соответствующая инфраструктура, не созданы институции. Так что пока самопознание города через музей проходит по схеме обаятельной, но уж очень камерной и локальной. Припоминаются местная мифология, бабушкины байки, случаи этимологии. Они и увековечиваются в экспонатах нового музея: в Гаврилов-Яме -- ямщик, в купеческом Ярославле -- копейка, в Мышкине -- мышь обыкновенная. Даже такие «мышиные» реверансы в сторону родного края достойны глубокого уважения. Но по ставшей традиционной схеме обратимся к «забугорному» опыту, чтобы понять, как в отдельно взятой, удаленной от всех столиц точке Европы музей оказался главным героем принятой администрацией программы «редевелопмента», качественно нового подъема всех отраслей жизни.

Имеется в виду Музей Гуггенхайма в Бильбао. Ваш обозреватель ездил в этот четвертый по величине город Испании в составе российского пресс-пула для более подробного знакомства с принципами организации и функционирования устроенного там музея -- притчи во языцех и объекта страстного желания всех небезразличных к современному искусству людей.

Начнем с города. Бильбао -- самый крупный город проблемной во всех смыслах (прежде всего -- политическом) Страны Басков. Расположен на северо-востоке Испании, в живописнейшем Бискайском заливе. Исторически сложилось, что значение Бильбао для Испании прежде всего экономическое: это важнейший порт, центр тяжелой промышленности, кораблестроения и торговли. Население -- более миллиона человек. В конце 1980-х администрация Страны Басков всерьез задумалась о новой культурной институции для Бильбао, которая могла бы быть прибыльной. В 1991 году официальные лица автономии обратились к Томасу Кренцу, директору Фонда Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, с предложением об участии в создании нового музея в Бильбао. Спустя год соглашение было достигнуто, был сформирован Фонд Музея Гуггенхайма в Бильбао под управлением членов баскской администрации и администрации Фонда Соломона Р. Гуггенхайма.

Строительство началось по проекту знаменитого американского неомодерниста, лауреата архитектурного «Нобеля» -- премии Притцкера -- Фрэнка Гери. Музей открылся в октябре 1997 года и сразу стал всемирно известным и сверхдоходным городским аттракционом.

Стоимость музея 100 млн долл. На его раскрутку требовался и требуется мощный «фандрайзинг». Однако вложения окупаются с лихвой. Причины успеха таковы. Первая: стратегия. Новый музей Гуггенхайма антиклассичен не только по архитектуре, но и по организации. Никакой постоянной экспозиции в нем нет. Вместо нее -- череда меняющихся раз в три-шесть месяцев очень качественных и очень дорогих выставок, знакомящих с самыми сливками мирового Contemporary Art. Сейчас, например, представлены ретроспективы Марка Ротко и Джеймса Розенквиста из различных собраний, а также из фондов империи Гуггенхайм -- экспозиция «Поп-арт». Ожидаются Билл Виола, Герхард Рихтер, а для самых изысканных гурманов -- подтверждающее правила политики Бильбао исключение: экспозиция «Микеланджело и его эпоха» -- 70 рисунков и гравюр столпов итальянского Ренессанса, поданных в новом концептуальном контексте. Такой принцип мозаичного стробоскопа обеспечивает постоянный приток посетителей.

Насытиться впечатлениями от музея невозможно. Как, впрочем, и от его архитектуры. Пластический образ Гуггенхайма в Бильбао и является второй причиной успеха предприятия. Дизайн Фрэнка Гери визуализирует идею работающего моторчика, что оживляет и связывает весь городской ландшафт. Занимающий площадь в 24,290 кв.м музей состоит из биоморфных и разнофактурных (материалы -- известняк, стекло, титан) архитектурных форм, сгруппированных вокруг центрального холла -- атриума. Издалека облицованное очень тонким, напоминающим рыбью чешую титаном здание воспринимается инопланетным цветком, чей силуэт рифмуется с холмами и вторит изгибу реки Нервион. Музей стоит в излучине реки, упирается в самый важный для транспортных потоков мост Сальве (дорога на выезде из города во все концы Испании, Францию и аэропорт) и композиционно замыкает всю береговую застройку Бильбао. Архитектура Гери настолько пассионарна, что мост по оси стоящего напротив музея пришлось «утяжелить» дополнительной скульптурной формой. Иначе рядом с музеем он бы выглядел соломинкой.

То, что музей -- движок всей городской инфраструктуры, подтверждают соседи: здания университета, оперного театра, Музея изящных искусств. При кажущейся дискретности внутреннее пространство музея очень связно и рационально. Схема движения в нем -- через центральный атриум, по пандусам в боковые залы -- принципиально напоминает развитие пространства в нью-йоркском Гуггенхайме. Только атриум Бильбао в полтора раза выше центральной ротонды нью-йоркского музея.

Жесткий расчет в сочетании с драйвом безбашенного экспериментаторства и есть формула успеха Музея в Бильбао. Для доверяющих лишь фактам: с 1998 года ежегодная прибыль от музея Гуггенхайма Стране Басков составляет около 27 млн евро. Cверкающий моторчик Гери работает не вхолостую.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Бильбао - Москва
//  читайте тему  //  Выставки


  КУЛЬТУРА  
  • //  24.06.2004
Нарушители табу на Московском кинофестивале
Как-то непривычно сознавать, что наиболее значимые и ожидаемые показы на фестивале касаются фильмов, которые сразу же выходят в прокат. Так было с открытием, показанную на нем премьеру «Убить Билла» с фестивалем связал только приезд Тарантино -- сам фильм можно уже увидеть во всех кинотеатрах... >>
//  читайте тему:  Кино
  • //  24.06.2004
Музей Гуггенхайма в Бильбао - образец идеального менеджмента
18 июня в Москве завершился конкурс российских проектов на тему «Меняющийся музей в меняющемся мире», проведенный совместно Министерством культуры Российской Федерации и Благотворительным фондом Владимира Потанина. Наша газета писала о конкурсе (см. «Время новостей» от 11 июня)... >>
//  читайте тему:  Выставки
  • //  24.06.2004
Сегодня на сцене театра «Новая опера» выступит знаменитый тенор Хосе Кура
Сорокалетний тенор Хосе Кура (по оперно-звездным меркам он еще совсем юн) известен в мире под титулами «лучший голос столетия» и «оперный секс-символ». По поводу первого определения Кура замечает, что XX век закончился, а XXI только еще начался, так что не стоит опережать события... >>
//  читайте тему:  Театр
  • //  24.06.2004
В рамках ММКФ показывают фильмы мегазвезды Contemporary Art Мэттью Барни
Проходящий в многострадальном Музее кино цикл фильмов американского художника Мэттью Барни называется «Кремастер» (Cremaster). Название заимствовано из анатомического словаря. Кремастер -- это мышца регулирующая и контролирующая температуру мужских гениталий перед угрозой переохлаждения или ожога... >>
//  читайте тему:  Кино
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика