N°106
22 июня 2004
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ОБЩЕСТВО
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  ПЕРСОНЫ НОМЕРА  
  • //  22.06.2004
Чеченские маршруты российской государственности
В течение последних четырех лет в Чечне шел труднейший процесс военного и политического урегулирования. Но это было не решением частной проблемы: на примере Чечни Путин должен был показать России и всему миру, какую, собственно, государственность он намерен строить, и обосновать, на каких принципах и ценностях она будет основана, -- ведь в противном случае столь жесткую борьбу против сепаратизма ничто оправдать не могло.

СССР разваливался относительно спокойно, а у многонациональной и федеративной России какие основания, чтобы защищать свою целостность? Какая идеология? Какая миссия? Какое оправдание? На чеченском примере Путин должен был продемонстрировать новое содержание российской государственности. А значит, это была не техническая, а принципиальная проблема, связанная с судьбой всего народа, с судьбой России как государства и нации.

Ответ был избран следующий: находящаяся под контролем федеральных войск Чечня силовым образом принуждается к принятию общероссийских правовых и административных норм, приводится к состоянию демократического гражданского общества по стандартам всех остальных территорий России. Гигантская и кровавая цена была заплачена за это решение, и тем самым демократические и гражданские нормы приобретали «священный» характер, оплаченный жизнями и смертями, мучениями и пытками, невероятными страданиями. По сути, вывод из второй чеченской кампании и политических процессов 2002--2004 годов можно было сделать такой: светская административная система любого российского региона -- со всеми ее плюсами и минусами -- настолько ценная вещь, что за нее не жалко уничтожить тысячи жизней, пролить море крови.

Отвечая на требование обосновать ценность содержания новой российской государственности, Путин отложил этот ответ, настаивая лишь на негативной программе: нет -- сепаратизму, территориальная целостность или смерть! Это было жестким шагом, но лишь половиной ответа. Позитивная часть была неясна. Чему «нет» -- понятно. А чему «да»?

Кадыров был несущим элементом всей конструкции, на успехе операции «Кадыров» держалась вся легитимация современной России: мы не будем распадаться, потому что не будем ни за что. Без объяснений. Это и есть «Кадыров», его содержательное значение для российской государственности.

Огромными усилиями при Кадырове Чечня была подогнана под общефедеральный стандарт. Чтобы юридически уравнять буйную кровоточащую Чечню со всеми остальными регионами, были предприняты чрезвычайные усилия; полная мобилизация федерального центра, сосредоточение всего военного и административного ресурса, помноженные на стальную волю и могучий властный инстинкт самого Ахмат-хаджи Кадырова, силой и убеждениями заставившего представителей различных тейпов, вирдов и даже ряда сепаратистских отрядов признать его личную власть, которую он, в свою очередь, преподносил Кремлю как чеченское продолжение общероссийской вертикали.

Кадыров был главным модулем всей российской государственности: на нем держалось обоснование борьбы с сепаратизмом, легитимация жестких антисепаратистских мер в глазах Запада, компромиссный баланс между общероссийскими федеральными нормами и уникальностью живого и удивительно своеобразного чеченского общества, никак в эти рамки не вписывающегося. Смысл кадыровского режима состоял в том, чтобы продемонстрировать всем: российская государственность способна легитимно укротить любые формы внутреннего сопротивления, а значит, она безусловно ценна -- раз, и эффективна -- два.

Но кто-то затаился. Кто-то ждал, пока вся система кадыровского правления закрепится, утрясется, приобретет видимость стабильности и устойчивости. Когда Кадыров станет незаменим для Кремля не только в Чечне, но и в общенациональном масштабе, и еще шире, в мировом: мол, Россия справилась.

9 мая 2004 года на стадионе в Грозном прогремел взрыв, который был нацелен в самое слабое место всей современной российской системы. В точку ее легитимации -- ценностной и технологической. И этой цели он, увы, достиг. Если принять Кадырова и его систему за единицу, мы отброшены не просто к нулю, но к минус одному. Было -- и нет. И Путину предстоит ни больше ни меньше как снова давать ответ на вопрос о смысле и значении российской государственности, о ее ценности, снова обосновывать содержательную часть, которая оправдала бы настойчивость в сохранении цельности государства, опять демонстрировать эффективность и возможность «справиться». Буквально так: скажите нам, в чем смысл и ценность этого государства, и мы решим, имеет ли смысл защищать его цельность, и определим подходящую цену.

Все сценарии решения нынешнего чеченского кризиса сопряжены не просто с эффективностью тех или иных технологий, пиар-кампаний, медийных стратегий или систем политических договоренностей между чеченскими кланами, тейпами, группировками и ветвями федеральной власти, но и с новым обоснованием ценности и эффективности самой российской государственности в целом. Прежняя система оказалась технологически выигрышной, эффективной, но совершенно бессодержательной и, как выяснилось, весьма хрупкой. Эффективность всегда краткосрочна. И если она отрывается от содержания, то закономерно приходит к обратным результатам -- таков характер современных политических пиар-кампаний: быстрая мобилизация, стремительные яркие действия, жесткое выбивание требуемого результата и... передышка до следующей кампании, столь же бессмысленной и эффективной одновременно. На этот раз передышка была сорвана, и проблема обнажилась во всем ее объеме. В каком-то смысле решительного путинского «нет -- сепаратизму!» оказалось недостаточно. Нефундаментальность формулы «Кадыров» стала очевидной.

Президент Путин стоит сейчас перед фундаментальным выбором. Устранение Кадырова потребовало от него серьезного ответа: да или нет? Так или не так? Возможно, самому Путину казалось, что тема в основном закрыта, и весь вопрос переведен на технологический уровень. Сейчас очевидно, что это далеко не так. По сути, это довольно болезненное проявление кризиса всей стратегии подмены технологическими эффектами и пиаровскими симуляциями реальной содержательной политики, которое стало фирменным знаком части его окружения. Оно добивается успехов, но эти успехи оказываются эфемерными и двусмысленными. Как на Кадырове держалась вся Чечня, так вся Россия держится сегодня только на Путине. Он единственный политический субъект. Это было достигнуто благодаря виртуозным технологическими ходам. Но, боже, как же это хрупко... Есть стабильность, а есть ее виртуальный дубль.

Путин сейчас выберет либо содержание, либо технологию. Оба пути рискованны, опасны, непредсказуемы. Это чеченские маршруты российской государственности: на них и вокруг -- мины, засады, трупы, преступления, кровь и слезы. Но время идет, дата выборов в Чечне приближается, надо что-то делать, и ничего не делать нельзя.

Те, кому не безразлична судьба новой России, замерли. От выбора Путиным сценария чеченской ситуации зависит слишком много. Кому поручат Чечню? Какой вариант выберут? Что впереди? Здесь каждый нюанс чреват колоссальным историческим смыслом. Если мы заметим делегирование проблемы кремлевским политтехнологам, это будет означать одно. Если державным фундаменталистам и евразийцам -- другое. Остальной ряд шагов и последствий будет разворачиваться по своей автономной логике, и радикально поменять ситуацию не позволит инерция и прессинг развертывания цепи событий.
Александр Дугин


реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  22.06.2004
Путин возродил Ленинские премии
Президент России Владимир Путин подписал указ о совершенствовании системы государственного премирования. Теперь ученых и инженеров, писателей и художников будут награждать по-новому, которое, как водится, сильно напоминает не всеми забытое старое... >>
  • //  22.06.2004
Академики считают правильным дележ премии только на троих
Указ Владимира Путина об изменении порядка выплат госпремий в области науки российские академики восприняли почти как персональный подарок президента. Пять миллионов рублей, которые с 2004 года начнут получать новые лауреаты, значительно повышают сам престиж премии, которая в последние годы была столь символической, что давно превратилась в объект шуток... >>
  • //  22.06.2004
Герман Греф не хочет удвоения ВВП любой ценой
Вчера российские высокопоставленные чиновники предприняли очередную попытку убедить иностранных инвесторов вкладывать деньги в Россию. На международной конференции «Россия после выборов: большие надежды» они уверяли, что в условиях политической стабильности и роста экономики иностранному капиталу здесь будет лучше, чем где бы то ни было... >>
  • //  22.06.2004
В Душанбе на днях завершилось заседание Координационного совета руководителей органов налоговых расследований (КСОНР) государств -- участников СНГ. На нем было принято решение о создании Объединенного банка данных о предприятиях и предпринимателях, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов... >>
  • //  22.06.2004
Автобусы и банки мешают нам удваивать ВВП
Подведение предварительных итогов экономического роста заставляет серьезно задуматься. С одной стороны, положительный тренд сохраняется. Рост ВВП за январь--май по сравнению с аналогичным периодом прошлого года достиг 7,3% -- при необходимых для удвоения ВВП к 2010 году темпах в 7,2%... >>
  • //  22.06.2004
AP
Станет ли Владислав Третьяк саратовским губернатором
Завтра комиссия приволжского отделения Генеральной прокуратуры должна закончить изучение материалов по делу саратовского губернатора Дмитрия Аяцкова. После этого станет ясно, бояться ли конкурентам на выборах 2005 года действующего губернатора -- будет ли Аяцков баллотироваться на третий срок или предпочтет уйти из политики в обмен на сохранение свободы... >>
  • //  22.06.2004
В течение последних четырех лет в Чечне шел труднейший процесс военного и политического урегулирования. Но это было не решением частной проблемы... >>
  • //  22.06.2004
Президент подписал ряд федеральных законов. В их числе закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», устанавливающий порядок организации и проведения публичных мероприятий. Закон вводит ограничения на места проведения митингов... >>
  • //  22.06.2004
Михаил Фрадков решил проблему однокорпусных танкеров
Россия готова обеспечивать безопасность судоходства на Балтике. После завершения саммита глав правительств стран Балтийского моря российский премьер Михаил Фрадков заявил, что Россия участвует во всех международных соглашениях, касающихся Балтийского бассейна... >>
  • //  22.06.2004
Московские власти будут бороться с нелегалами за чужой счет
Столичные законодатели опасаются, что усиление борьбы федеральных властей с нелегальными мигрантами может обернуться очередными потерями для региональных бюджетов. Вчера комиссия по законности и безопасности Мосгордумы рассмотрела вопрос о создании в городе «специальных учреждений для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению или депортации»... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика