N°97 30 мая 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
«В духе нашей дружбы»
Среди произведений мирового искусства Янтарная комната определенно принадлежит к числу наиболее оригинальных. И как никакое другое произведение искусства, она одновременно стала символом многообразной истории отношений между Германией и Россией в течение ушедших столетий, несущим в себе изрядную порцию мистического заряда.
Почти 200 лет этот роскошный зал, которым восхищались как восьмым чудом света, был самым ценным украшением летней резиденции русских царей. Исчезнувшее в неразберихе после окончания второй мировой войны, к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга оно снова станет блистательным центром притяжения всеобщего внимания в Екатерининском дворце Царского Села. Завтра президент Российской Федерации Владимир Путин и федеральный канцлер Германии Герхард Шредер передадут Янтарную комнату общественности. Заново рожденный шедевр станет не только главным событием в рамках «Германо-российских культурных встреч 2003--2004 гг.». Открытие новой Янтарной комнаты обоими политиками явит собой важную веху в отношениях между этими странами. Краткий взгляд на историю этого произведения искусства наглядно подтвердит это утверждение. Шел 1701 год, когда прусский король Фридрих I дал поручение -- предположительно придворному архитектору Андреасу Шлютеру -- изготовить Янтарную комнату. Его преемнику по престолу Фридриху Вильгельму I идея Янтарной комнаты, напротив, не пришлась по вкусу, и он, видимо с дипломатическими намерениями, дарит ее русскому царю Петру I. В 1717 году «янтарная плитка» была вывезена из королевского дворца и поначалу отправлена в Меммель, а затем и в Санкт-Петербург. Царь Петр I (так, по крайней мере, принято считать) в ответ направляет служить в Пруссию 55 гренадеров, которые по причине своего молодцеватого внешнего вида прекрасно подошли к прусским гвардейцам. Янтарная комната стала залогом дружбы, к которой стремилась Пруссия, с Россией, этой стремящейся к могуществу континентальной державой. Петр I не был ценителем искусств. В отличие, кстати, от своей дочери, царицы Елизаветы. Она по достоинству оценивает подарок и повелевает своему любимому архитектору Бартоломео Франческо Растрелли украсить янтарными плитами стены Зимнего дворца. В 1755 году по приказу царицы они были перенесены в Летний дворец в Царском Селе, где обогащенная дополнительными элементами Янтарная комната вызвала восхищение всей Европы своей неповторимостью. В 1941 году гитлеровская Германия нападает на Советский Союз. Незадолго до того, как началась страшная 900-дневная блокада Ленинграда немецкими войсками, российским специалистам удается вывезти в безопасное место обстановку Янтарной комнаты. Что им не удалось, так это спасти саму облицовку стен. И так началось это несчастье. В ноябре 1941 года спецчасти вермахта демонтируют восьмое чудо света и, упаковав в ящики, вывозят его в Кенигсберг, нынешний Калининград. Там фрагменты Янтарной комнаты были выставлены в Кенигсбергском замке до рубежа 1944--1945 гг. С приближением Красной армии их снова демонтируют. Дальнейшее -- одна из главных загадок минувшего века... Еще в 1979 году российские эксперты задумались о восстановлении исчезнувшего из Царского Села сокровища. С тех пор коллектив реставрационной мастерской под руководством Бориса Игдалова реконструирует его из тонн янтаря при научной поддержке экспертов-искусствоведов. Однако без спонсорства немецкого концерна Ruhrgas из Эссена окончания восстановительных работ нам, очевидно, пришлось бы ждать еще десятилетия. При поддержке денег из Германии, а также творческом наставничестве со стороны Государственного музея-заповедника «Царское Село» и Министерства культуры Российской Федерации процесс реконструкции стал успешным и продвигался вперед в духе германо-российской дружбы. Несомненно, 31 мая 2003 года станет славной датой в истории искусства и политики.
Берлинец Гюнтер Вермуш в кругу экспертов и любителей-знатоков считается непререкаемым авторитетом, судьей в последней инстанции, когда речь заходит о возможных новых следах исчезнувшего восьмого чуда света. Не опустятся ли окончательно руки у тех, кто уже успел отдать годы своей жизни поискам Янтарной комнаты? «Для истинных следопытов вообще никаких препятствий не существует, -- уверяет меня Вермуш. -- С точки зрения здорового рассудка большинство из них давно понимают, что оригинального шедевра больше не существует. Однако это еще далеко не причина, чтобы остановить охоту». Да он и сам, автор нескольких книг, документирующих приключения местных янтарных кладоискателей, не собирается отказываться от своего переросшего с годами в профессию хобби... >>
Восстановленная Янтарная комната стала важным импульсом в культурном германо-российском диалоге В немецких массмедиа бременского профессора Вольфганга Айхведе называют «экспертом по трофейному искусству». Однако это направление в исследовательской работе известного ученого-политолога возникло сравнительно недавно. Профессор Айхведе возглавляет Институт Восточной Европы Бременского университета с самого его основания в 1982 году. Тогда это научное заведение носило название «Исследовательский центр независимой литературы и общественных движений». Он был создан с целью «документирования и исследования современного развития в культуре и обществе стран Центральной и Восточной Европы». Главными предметами изучения коллектива ученых под руководством профессора Айхведе были независимое художественное творчество и «интеллектуальная продукция подполья». За годы существования Института Восточной Европы там удалось собрать наиболее авторитетную в мире библиотеку «самиздата» советских времен >>
С древних времен янтарь называют «золотом моря», «северным золотом». А древнеримский поэт Овидий две тысячи лет назад углядел в нем «слезы богов». Да и теперь кое-кто считает, что эта дошедшая до нас окаменелая смола доисторических деревьев обладает магической силой. Злостные курильщики, например, уверяют, что янтарные мундштуки якобы снижают вред никотина... >>
Реконструкция Янтарной комнаты, завершенная точно к 300-летнему юбилею Санкт-Петербурга, началась в Советском Союзе еще в 1979 году. Однако проект тогда пришлось официально заморозить в связи с хронической нехваткой финансирования. Работы в прежней Янтарной комнате снова смогли сдвинуться с места в конце 90-х, когда немецкая газовая компания Ruhrgas из Эссена гарантировала предоставление 3,5 млн долларов. Условием немецких спонсоров (которое в результате точно выполнено российскими мастерами) было открытие Янтарной комнаты к юбилею северной столицы России... >>
Спонсорство входит в арсенал средств крупных компаний, с помощью которых они знакомят общественность со своей деятельностью, и выходит за рамки узких коммерческих целей и непосредственных коммерческих интересов компаний. Ruhrgas также использует спонсорство, чтобы вести диалог с общественностью о своих продуктах и услугах, а также о самой компании, ее месте в экономике и обществе... >>
Заместитель председателя правления Ruhrgas Ахим МИДДЕЛЬШУЛЬТЕ отвечает на вопросы корреспондента газеты «Время новостей» Юрия ШПАКОВА... >>
-- Янтарная комната -- удивительный результат труда немецких ремесленников. Это выдающийся памятник прикладного искусства, и, конечно, ее ценность связана с ее исторической судьбой. Она производит уникальное впечатление -- это, безусловно, шедевр. Когда входишь в зал, испытываешь потрясение от того, что пространство абсолютно светоносно. Ведь старая Янтарная комната была покрыта олифой, из-за которой цвет янтаря темнел. Со временем, конечно, и новая Янтарная комната покроется патиной. Но сейчас она вся сияет. Ощущение полного восторга... >>
-- Я рад тому, что щедрая поддержка со стороны немецкого предприятия открывает возможность того, что все мы вновь можем восхищаться легендарной Янтарной комнатой в том месте, где она находилась. Бесспорно, возвращение Янтарной комнаты в Санкт-Петербург является одним из самых прекрасных проектов нашего сотрудничества в области культуры. Янтарная комната стала символом примирения и знаком дружбы между Германией и Россией. Мы пока смогли залечить далеко не все раны войны и не можем делать вид, будто не было страданий в нашей истории. Но когда возникает возможность, чтобы сгладить их, мы должны воспользоваться такой возможностью. >>
Среди произведений мирового искусства Янтарная комната определенно принадлежит к числу наиболее оригинальных. И как никакое другое произведение искусства, она одновременно стала символом многообразной истории отношений между Германией и Россией в течение ушедших столетий, несущим в себе изрядную порцию мистического заряда... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|