N°92
23 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫЙ ПЛАН
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  23.05.2003
Другая реальность
Майкл Найман приехал в Москву послушать свою оперу

версия для печати
Композитор и влиятельный музыкальный критик, чье имя ассоциируется с музыкальным минимализмом в популярной европейской версии, некогда знаменитый партнер знаменитого Питера Гринуэя, автор критических и аналитических трудов и в течение десятилетий руководитель собственного ансамбля Майкл Найман во второй раз приехал в Москву.

Пять лет назад Найман шокировал большой консерваторский зал нагловатым стилем своего оркестра, а также тем, что эти респектабельные стены в жизни не видели такого наплыва столь непривычной публики. Та ее часть, которая не пребывала в полуобморочном состоянии от духоты и тесноты, пела, свистела и счастливо топала ногами.

Нынешнее появление композитора в Москве выглядит куда спокойнее и респектабельнее. Найман приехал в Москву, чтобы поприсутствовать на российской премьере своей оперы 1986 года «Человек, который принял свою жену за шляпу». Опера поставлена Маленьким мировым театром и режиссером Наталией Анастасьевой, которая выбрала для нее нетривиальную сценическую площадку, -- часовое действо для трех солистов (в представлении участвуют заметные на московской сцене вокалисты Михаил Давыдов, Юлия Карпачева и Дмитрий Кузьмин) и семи инструменталистов (ансамбль Студии новой музыки), оформленное художницей Анной Колейчук, играется в галерее Artplay на Миусской площади. В основе оперы -- книга Оливера Сакса о неврологическом больном, утратившим связь с реальностью. Фактически это история болезни, в результате которой обычная реальность в восприятии главного героя оперы исчезает, уступая место другой -- музыкальной.

На вчерашней пресс-конференции Найман, не видевший русского спектакля, выразил свое удовлетворение тем обстоятельством, что опера будет исполняться на русском языке (перевод Ильи Лайнера), поскольку исполнение по-английски с иноязычными титрами отвлекало бы публику от самого представления. Вместе с тем композитор не преминул заметить, что понятия не имеет, насколько новая версия будет соответствовать его замыслу, но вовсе не склонен относиться к этому равнодушно. Стало понятно, что Майкл Найман как был когда-то строгим критиком, так им и остается.

После пресс-конференции композитор отправился на представление. О том, что он там увидел и что сегодня в 19.00 может увидеть московская публика, читайте в ближайших выпусках газеты «Время новостей».
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.05.2003
В «Пушкинском» состоялась долгожданная премьера -- «Матрица: Перезагрузка» начинает шествие по московским экранам
Оценивать вторую «Матрицу» сразу после просмотра все равно, что пытаться выучить отрывок из «Сына артиллериста» за те десять минут, что отделяют природоведение от литературы. Ничего путного по определению не получится. Не спрашивайте у выходящих с предыдущего сеанса «Ну как?» -- с тем же успехом можно устроить пресс-конференцию с космонавтами, совершившими посадку и еще толком не соображающими, на каком свете они находятся... >>
  • //  23.05.2003
Поздравить МХАТ имени Чехова с премьерой довольно трудно
Инсценировать и поставить на мхатовской сцене «Мелкого беса» -- мысль, безусловно, здравая. Роман Федора Сологуба -- самый знаменитый из написанных русскими символистами. Он выдержал множество изданий и был прочтен «всей образованной Россией» (Блок). Слова «передоновщина» (производное от фамилии героя, учителя Передонова) и «недотыкомка» (глумливая нежить, спутница героя) вошли в речевой обиход. Классическая русская проза не знает ни более отвратительных персонажей, чем Передонов (Смердяков и Порфирий Головлев разве что вровень), ни более отвратительных картин провинциальной русской жизни. «Мистическая пошлость», открытая Гоголем и ставшая затем навязчивой культурной идеей, у Сологуба описана самым точным, «инвентарным» образом... >>
  • //  23.05.2003
Майкл Найман приехал в Москву послушать свою оперу
Композитор и влиятельный музыкальный критик, чье имя ассоциируется с музыкальным минимализмом в популярной европейской версии, некогда знаменитый партнер знаменитого Питера Гринуэя, автор критических и аналитических трудов и в течение десятилетий руководитель собственного ансамбля Майкл Найман во второй раз приехал в Москву... >>
  • //  23.05.2003
Первая «Матрица» была забавной и остроумной. Вторая показалась мне помпезной и скучной. Длинная мутная экспозиция погружает публику в темный постиндустриальный подземный мир, жители которого обсуждают угрозу со стороны мира машин. Несмотря на неуклонное приближение гибели, беседуют они друг с другом длинно и витиевато. Потом я ненадолго уснула, но заставила себя проснуться к спецэффектам, о которых было столько читано. Великолепная сцена драки Нео с умножающимися Смитами, напомнившая о балетах Пины Бауш в ускоренной съемке, мгновенно примирила и с фальшивыми голосами российских актеров и с патетическими речами персонажей. Ну начало можно будет и перемотать, подумала я. Однако в дальнейшем фильм снова начал раздражать... >>
  • //  23.05.2003
Литераторы поведали о роковой любви к городу-юбиляру
Появление этой книги предсказуемо, как белые ночи в начале петербургского лета. Или осеннее наводнение. Или промозглый ветер на январском Невском. «Марсово поле не видно за Летним садом, но зато Петропавловка как на ладони. Спас на Крови, Исаакий, на который уже давно никого не пускают, Ростральные колонны. Их вид и даль Финского залива вызывают немедленную потребность излить переполняющие души чувства, и мы начинаем наперебой фантазировать». Фантазируют не только детишки из рассказа Андрея Басова «Голоса», но и все авторы сборника «Мой Петербург», совместного продукта журнала ELLE и издательства «Вагриус». «Сбиваясь и завираясь», они рассказывают «немыслимые приключенческие истории», но не о дальних странах (то удел малышни), а о городе, всякое определение которого разом непреложно и сомнительно, первозданно и литературно, предельно личностно и общедоступно. Рассказывают, прекрасно понимая, что все уже проговорено... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика