N°92
23 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫЙ ПЛАН
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  23.05.2003
Кое-что про Петербург
Литераторы поведали о роковой любви к городу-юбиляру

версия для печати
Появление этой книги предсказуемо, как белые ночи в начале петербургского лета. Или осеннее наводнение. Или промозглый ветер на январском Невском. «Марсово поле не видно за Летним садом, но зато Петропавловка как на ладони. Спас на Крови, Исаакий, на который уже давно никого не пускают, Ростральные колонны. Их вид и даль Финского залива вызывают немедленную потребность излить переполняющие души чувства, и мы начинаем наперебой фантазировать». Фантазируют не только детишки из рассказа Андрея Басова «Голоса», но и все авторы сборника «Мой Петербург», совместного продукта журнала ELLE и издательства «Вагриус». «Сбиваясь и завираясь», они рассказывают «немыслимые приключенческие истории», но не о дальних странах (то удел малышни), а о городе, всякое определение которого разом непреложно и сомнительно, первозданно и литературно, предельно личностно и общедоступно. Рассказывают, прекрасно понимая, что все уже проговорено.

«К юбилею Петербурга журнал ELLE задумал провести конкурс на лучший прозаический опус о великом городе объемом не больше 200 компьютерных строк... Конечно, нас предупреждали, что это безумие». Так Сергей Николаевич (автор идеи конкурса) объясняет, откуда и зачем взялся новый «петербургский хор». Спонсоров нашли, конкурс провели, премии раздали. И тогда Николаевич вкупе с Татьяной Толстой и Александром Тимофеевским сформировали концепцию будущего сборника: «Ради них, ради этих голосов, ради маленького хора петербургских любителей, прозвучавшего на этих страницах, был задуман наш конкурс и собрана эта книга». Составляла ее Елена Шубина, но «любителями» дело, конечно, не обошлось. Во втором разделе -- «Конкурс-ru» -- приметны неплохо знакомые имена (например, Ксения Букша, Кира Ласкари, Дарья Симонова, Татьяна Москвина, Самуил Лурье, Юрий Петкевич...), но есть ведь еще и первый раздел -- «Лица».

Лица -- это, понятное дело, VIP, без которых и юбилея не отпразднуешь, и книги не продашь. Все на своих местах: Андрей Битов (будто не читали мы «Пушкинского дома») и Борис Гребенщиков, Александр Кушнер и Сергей Юрский, Генриетта Яновская и Кама Гинкас. От «ахматовских сирот» -- Дмитрий Бобышев и Анатолий Найман, от Поповых -- Валерий и Евгений, от музеев -- Михаил Пиотровский и Владимир Гусев, от «авторов концепции» -- Толстая, Тимофеевский и (за компанию, иначе нельзя) Дуня Смирнова. От постсоветского информбюро -- Леонид Парфенов, который в Ленинградском университете болгарский язык выучил. Одни сами эссе сочинили, другие расщедрились на интервью.

В общем и целом все красиво. Изысканно. Тонко. Белая бумага, нетривиальная гарнитура, импозантные фотографии и классические стихи ненавязчиво иллюстрируют новейшую прозу. Конкурсная, право слово, не хуже внеконкурсной. Правдиво свидетельствует Николаевич: «Литературы» почему-то совсем не хотелось. Хотелось жизни!» Хотелось «про нищие анфилады питерских коммуналок, про страшные черные пещеры, в которые превратились некогда роскошные парадные, про бледную наготу ленинградских бань...» Месседж был уловлен. Или иначе: заказ соответствовал общественным настроениям. «Чтобы получить премию, нужна «самостоятельность и оригинальность». То есть писать об уютном «фабержовом» детстве, монокле отца, материной шали, Тенишевском училище и прочих постнатальных радостях (вариант: сломанные коньки, вязаная шапочка, первый раз в Эрмитаже или секции шахмат Дворца пионеров) -- ход проигрышный.Цитаты тоже отменяются».

Вы думаете, Сергей Полотовский и впрямь рассуждает о том, как можно получить премию? Или что он над конкурсной затеей измывается? Ничуть не бывало. Это все про Петербург. Про невозможность писать о нем и равную невозможность не писать. Про общую беду (счастье) всех, кто заражен Петровым наваждением, состоящим из вязаных шапочек, роскошных фасадов, испаряющихся денег, больных сновидений и неумолкающих стихов. И не проверяя скажу: «Адмиралтейская игла» была и остается царицей цитат. Даже если не упоминается вовсе.

«Поезд из Петербурга в Москву идет девять часов. Она говорит, что за эти девять часов меня разлюбила». Финал рассказа Валерия Панюшкина «Еся» может почитаться смысловым итогом коллективного литераторского приношения городу нашей мечты.
Андрей НЕМЗЕР

  КУЛЬТУРА  
  • //  23.05.2003
В «Пушкинском» состоялась долгожданная премьера -- «Матрица: Перезагрузка» начинает шествие по московским экранам
Оценивать вторую «Матрицу» сразу после просмотра все равно, что пытаться выучить отрывок из «Сына артиллериста» за те десять минут, что отделяют природоведение от литературы. Ничего путного по определению не получится. Не спрашивайте у выходящих с предыдущего сеанса «Ну как?» -- с тем же успехом можно устроить пресс-конференцию с космонавтами, совершившими посадку и еще толком не соображающими, на каком свете они находятся... >>
  • //  23.05.2003
Поздравить МХАТ имени Чехова с премьерой довольно трудно
Инсценировать и поставить на мхатовской сцене «Мелкого беса» -- мысль, безусловно, здравая. Роман Федора Сологуба -- самый знаменитый из написанных русскими символистами. Он выдержал множество изданий и был прочтен «всей образованной Россией» (Блок). Слова «передоновщина» (производное от фамилии героя, учителя Передонова) и «недотыкомка» (глумливая нежить, спутница героя) вошли в речевой обиход. Классическая русская проза не знает ни более отвратительных персонажей, чем Передонов (Смердяков и Порфирий Головлев разве что вровень), ни более отвратительных картин провинциальной русской жизни. «Мистическая пошлость», открытая Гоголем и ставшая затем навязчивой культурной идеей, у Сологуба описана самым точным, «инвентарным» образом... >>
  • //  23.05.2003
Майкл Найман приехал в Москву послушать свою оперу
Композитор и влиятельный музыкальный критик, чье имя ассоциируется с музыкальным минимализмом в популярной европейской версии, некогда знаменитый партнер знаменитого Питера Гринуэя, автор критических и аналитических трудов и в течение десятилетий руководитель собственного ансамбля Майкл Найман во второй раз приехал в Москву... >>
  • //  23.05.2003
Первая «Матрица» была забавной и остроумной. Вторая показалась мне помпезной и скучной. Длинная мутная экспозиция погружает публику в темный постиндустриальный подземный мир, жители которого обсуждают угрозу со стороны мира машин. Несмотря на неуклонное приближение гибели, беседуют они друг с другом длинно и витиевато. Потом я ненадолго уснула, но заставила себя проснуться к спецэффектам, о которых было столько читано. Великолепная сцена драки Нео с умножающимися Смитами, напомнившая о балетах Пины Бауш в ускоренной съемке, мгновенно примирила и с фальшивыми голосами российских актеров и с патетическими речами персонажей. Ну начало можно будет и перемотать, подумала я. Однако в дальнейшем фильм снова начал раздражать... >>
  • //  23.05.2003
Литераторы поведали о роковой любви к городу-юбиляру
Появление этой книги предсказуемо, как белые ночи в начале петербургского лета. Или осеннее наводнение. Или промозглый ветер на январском Невском. «Марсово поле не видно за Летним садом, но зато Петропавловка как на ладони. Спас на Крови, Исаакий, на который уже давно никого не пускают, Ростральные колонны. Их вид и даль Финского залива вызывают немедленную потребность излить переполняющие души чувства, и мы начинаем наперебой фантазировать». Фантазируют не только детишки из рассказа Андрея Басова «Голоса», но и все авторы сборника «Мой Петербург», совместного продукта журнала ELLE и издательства «Вагриус». «Сбиваясь и завираясь», они рассказывают «немыслимые приключенческие истории», но не о дальних странах (то удел малышни), а о городе, всякое определение которого разом непреложно и сомнительно, первозданно и литературно, предельно личностно и общедоступно. Рассказывают, прекрасно понимая, что все уже проговорено... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика