Время новостей
     N°92, 23 мая 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.05.2003
Другая реальность
Майкл Найман приехал в Москву послушать свою оперу
Композитор и влиятельный музыкальный критик, чье имя ассоциируется с музыкальным минимализмом в популярной европейской версии, некогда знаменитый партнер знаменитого Питера Гринуэя, автор критических и аналитических трудов и в течение десятилетий руководитель собственного ансамбля Майкл Найман во второй раз приехал в Москву.

Пять лет назад Найман шокировал большой консерваторский зал нагловатым стилем своего оркестра, а также тем, что эти респектабельные стены в жизни не видели такого наплыва столь непривычной публики. Та ее часть, которая не пребывала в полуобморочном состоянии от духоты и тесноты, пела, свистела и счастливо топала ногами.

Нынешнее появление композитора в Москве выглядит куда спокойнее и респектабельнее. Найман приехал в Москву, чтобы поприсутствовать на российской премьере своей оперы 1986 года «Человек, который принял свою жену за шляпу». Опера поставлена Маленьким мировым театром и режиссером Наталией Анастасьевой, которая выбрала для нее нетривиальную сценическую площадку, -- часовое действо для трех солистов (в представлении участвуют заметные на московской сцене вокалисты Михаил Давыдов, Юлия Карпачева и Дмитрий Кузьмин) и семи инструменталистов (ансамбль Студии новой музыки), оформленное художницей Анной Колейчук, играется в галерее Artplay на Миусской площади. В основе оперы -- книга Оливера Сакса о неврологическом больном, утратившим связь с реальностью. Фактически это история болезни, в результате которой обычная реальность в восприятии главного героя оперы исчезает, уступая место другой -- музыкальной.

На вчерашней пресс-конференции Найман, не видевший русского спектакля, выразил свое удовлетворение тем обстоятельством, что опера будет исполняться на русском языке (перевод Ильи Лайнера), поскольку исполнение по-английски с иноязычными титрами отвлекало бы публику от самого представления. Вместе с тем композитор не преминул заметить, что понятия не имеет, насколько новая версия будет соответствовать его замыслу, но вовсе не склонен относиться к этому равнодушно. Стало понятно, что Майкл Найман как был когда-то строгим критиком, так им и остается.

После пресс-конференции композитор отправился на представление. О том, что он там увидел и что сегодня в 19.00 может увидеть московская публика, читайте в ближайших выпусках газеты «Время новостей».

Юлия БЕДЕРОВА