N°90
21 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 КРУПНЫМ ПЛАНОМ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  21.05.2003
Вечный студент
Новый фильм от создателя «Пианистки»

версия для печати
Вчера на Каннском фестивале был показан новый фильм австрийского режиссера Михаэля Ханеке «Время волка». Когда была объявлена фестивальная программа, журналисты и киноманы удивились. Как же так, прославленный Ханеке, чья «Пианистка» два года назад получила в Канне три приза, не приглашен на конкурс? Организаторы объясняли: в одной из ролей второго плана в фильме снялся режиссер и актер Патрис Шеро, который в этом году является председателем жюри, -- вот и решили устроить премьеру «Времени волка» вне конкурса, чтобы никто не заподозрил жюри в пристрастности. После вчерашнего просмотра стало ясно, что главная причина отнюдь не в этом. Просто новый фильм Ханеке -- это настоящий провал.

Все пошло не так с самого начала. Когда в полной тишине появились аскетичные титры, кто-то из пришедших на утренний пресс-просмотр журналистов озвучил их надсадным кашлем. Происшествие имело непреднамеренный комический эффект: такой простой, такой обычный звук -- кашель -- вдруг выявил всю натужность радикализма Ханеке, который еще пару лет назад был последним писком киномоды. Зал засмеялся. А через 110 минут фильма, снятого в такой мрачной серо-буро-малиновой гамме, что по экрану вместо героев ходили какие-то бесформенные тени, раздались уже совсем другие звуки: редкие аплодисменты потонули в решительном «бууууу!» -- случай для Канн беспрецедентный.

Честно говоря, ваш покорный слуга воспринял происходящее с некоторым злорадством. Да, конечно, Ханеке -- режиссер незаурядный. В «Забавных играх» (1997) ему удалось создать атмосферу липкого и неотвратимого ужаса -- он буквально выковырял зрителя из скорлупы равнодушия, с которым мы обычно созерцаем насилие на экране. Однако финальный гэг с обратной перемоткой (в какой-то момент один из героев, которого не устраивало развитие событий, хватал пульт дистанционного управления, нажимал кнопку REW и «отматывал» действие фильма на несколько минут назад) отдавал претенциозным студенческим авангардизмом. В «Пианистке» (2001) Изабель Юппер сыграла одну из лучших своих ролей, а Ханеке вывел убедительную формулу соотношения культуры и сексуальности. Но, положа руку на сердце, во второй половине картины в отношениях главных героев пропадает всякое психологическое правдоподобие, и фильм едва ли не превращается в пародию на самого себя. И вот Ханеке снял картину, в которой никак не проявились его достоинства: умение работать с актерами, заставлять вибрировать нервы зрителя, вытаскивать на свет божий потаенные импульсы героев. Остались одни недостатки: доморощенный радикализм, ложное глубокомыслие, высокомерная претензия на знание «последней правды» о жизни. Словом, все пороки, свойственные абсолютному большинству студенческих короткометражек.

Время волка -- это знаете что? Это в германском эпосе эпоха, непосредственно предшествующая концу света. А в фильме конец света уже наступил. Когда семья из четырех человек приезжает в свой загородный дом, выясняется, что его заняли незнакомцы. После неконструктивного диалога отец семейства получает пулю в грудь, а вдова с двумя детьми отправляется в путешествие по сельской местности. Тут-то и выясняется, что большая часть людей куда-то подевалась, главную ценность представляет питьевая вода, так как звезда полынь, как водится, упала на источники вод, а по земле бродят самоорганизованные коммунны, власть в которых быстро захватывают спекулянты и мародеры. Причины катастрофы неизвестны.

Фильмы о конце света вошли в моду с началом холодной войны и гонки вооружений. В них человечество изживало свой страх перед тотальным уничтожением -- и, надо сказать, изжило вполне успешно. Новый мировой порядок допускает и даже поощряет маленькие победоносные войны, но угроза тотального уничтожения надолго отсрочена. Снимать в этой ситуации пафосный фильм о конце света, как бы это помягче выразиться, несколько несвоевременно: если хочешь создать социальную драму -- других проблем довольно. А смотреть на то, как героиня Изабель Юппер меняет драгоценности на воду, так и вовсе смешно. Уж чего-чего, а бутылочек с минеральной водой современная цивилизация произвела достаточно, чтобы напоить уцелевшую горстку землян.

Если Ханеке не извлечет уроки из такого оглушительного провала, не оставит в покое судьбы мира и не сбавит кинематографическую спесь, у него есть все шансы стать австрийским -- даже не Сокуровым, а Константином Лопушанским. А жальче всех в этой ситуации Изабель Юппер. Главная роль в таком отстое, сыгранная неизобретательно, монотонно, вяло, -- неприятное пятно на репутации великой актрисы.
Алексей МЕДВЕДЕВ, Канн

  КУЛЬТУРА  
  • //  21.05.2003
Сегодня в Париже открывается выставка в честь юбилея Петербурга
Никто уже не верил, что Россия в отношении Западной Европы может быть не только рецепиентом, но и донором. И вот свершилось. Впервые огромная российско-французская выставка в Париже подготовлена на русские деньги. Спонсором выступила Холдинговая компания «Интеррос», покровитель многих значимых культурных проектов, добрый друг Государственного Эрмитажа. Естественно, что Эрмитаж и «Интеррос» стали инициаторами выставки «Париж--Санкт-Петербург. 1800--1830. Когда Россия говорила по-французски». Размещается она в грандиозном соборе Дома Инвалидов, выстроенном в 1671--1674 годах Либералем Брюаном и Жюлем Ардуэном Мансаром по заказу короля-солнца Людовика XIV. Таким широким архитектурным жестом король хотел отблагодарить доблестных солдат-ветеранов... >>
  • //  21.05.2003
Венецианская биеннале современного искусства проходит раз в два года и среди художественной общественности знаменита не меньше, чем Венецианский кинофестиваль среди синефилов. Для туристического бизнеса выставка в садах Джардини почти столь же сильная приманка, как февральский карнавал. Тысячи художников съезжаются в Венецию, чтобы показать самые эффектные находки друг другу и оставить до ноября экспозиции для миллионов туристов... >>
  • //  21.05.2003
Новый фильм от создателя «Пианистки»
Вчера на Каннском фестивале был показан новый фильм австрийского режиссера Михаэля Ханеке «Время волка». Когда была объявлена фестивальная программа, журналисты и киноманы удивились. Как же так, прославленный Ханеке, чья «Пианистка» два года назад получила в Канне три приза, не приглашен на конкурс? Организаторы объясняли: в одной из ролей второго плана в фильме снялся режиссер и актер Патрис Шеро, который в этом году является председателем жюри, -- вот и решили устроить премьеру «Времени волка» вне конкурса, чтобы никто не заподозрил жюри в пристрастности. После вчерашнего просмотра стало ясно, что главная причина отнюдь не в этом. Просто новый фильм Ханеке -- это настоящий провал... >>
  • //  21.05.2003
Бартабас рассказал о грядущей премьере «Зингаро»
«Если вы будете на скрипке Страдивари играть, как свинья, -- она вам так и звучать будет», -- сказал руководитель конного театра «Зингаро» Бартабас на вчерашней пресс-конференции в ИТАР-ТАСС, посвященной мировой премьере, что в рамках Чеховского фестиваля выпускает знаменитый француз. 23 мая в «Коломенском» впервые станцуют «Кони ветра» (в парке специально возведут шапито). А лихая фраза была ответом на вопрос, как удается режиссеру, наезднику и поэту заставлять лошадей быть столь музыкальными, столь чуткими к ритму и звуку... >>
  • //  21.05.2003
В клубе «Дом» прошел фестиваль «Альтернатива №17. Тайна двух океанов»
Семнадцатый фестиваль новой музыки «Альтернатива» в культурном центре «Дом» интриговал заглавием, но «Тайна двух океанов» так и осталась до конца не разгаданной. Смысл очаровательного титула, кроме того, что первый день открылся элегантной фортепианной импровизацией Дмитрия Рябцева в сопровождении одноименного старого советского кино, остался не ясен. Что, впрочем, только украсило сюжет. Загадочность идет «Альтернативе» с ее репутацией старейшего, красивейшего, исторически самого значимого из московских фестивалей, занятых тем, что называют «креативной» новой музыкой... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика