N°82
08 мая 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 ТЕЛЕВИДЕНИЕ
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
  ПОИСК  
  • //  08.05.2003
Фотобалет
Нина Аловерт показывает Владимира Малахова

версия для печати
Балетных издательств -- таких, чтобы понимали, что делают, а не просто старались что-то бросить на лоток, схватить денежки и убежать, -- мало до чрезвычайности. Толковые книги о балете выходят примерно раз в год; даже мусорных -- и тех немного. Поэтому том Нины Аловерт «Владимир Малахов», выпущенный новым московским издательством «Алеаторика», кажется не просто внятной хроникой жизни лучшего танцовщика планеты, но событием какого-то дивного завтра, которого никто уже и не ждал. Просто никто не верил, что в России можно издавать балетные книги такого полиграфического качества.

Нина Аловерт -- историк-медиевист по образованию, фотограф по призванию, журнальный хроникер по обстоятельствам. Балет начала снимать в начале пятидесятых; четверть века назад перебралась в США, где стала не только фотографом, но и критиком. Точнее, не критиком все-таки -- другая интенция. Не желание разобраться, что-то там углядеть в прошлом и будущем, а странный жанр описания-пересказа событий тем, кто заведомо их никогда не увидит. Такой советский, такой необходимый тогда жанр -- услышать, что там происходит в американском балете по «Голосу Америки», где разговаривала Аловерт.

Жанр этот почти умер в наше время (помогают видеопленки, да и страна наша в общем подключилась к мировому балетному кровообращению -- и многие значимые вещи можно увидеть, не покидая родных границ). К счастью, в своей книге Аловерт на нем не настаивает -- лишь иногда перескажет сюжет спектакля, но ровно тогда, когда это совершенно необходимо. Вот на снимке Малахов и Дэвид Парсонс в каких-то чрезвычайно странных желтых лоскутах, присели, опасливо вперились друг в друга, руки упираются в сцену. Это «Инстинкт» Парсонса, на сцене выясняют отношения звери, а не человеки. Но в любом случае текст в этой книге -- и воспоминания Касаткиной и Василева, в чьей труппе начинал работать артист, двенадцать лет назад отправившийся в Европу строить феерическую мировую карьеру, и даже крохотные рассказы самого Малахова -- не главное. (Исключение -- список всех партий, сделанных танцовщиком на самых разных сценах; справочная часть -- обычная ахиллесова пята наших изданий -- безукоризненна.) Главное все же -- фотографии. Двести штук.

Не случайно Нине Аловерт был далек Нуреев, но она много снимала Барышникова (на Западе вышли три книги), теперь снимает Малахова. Ее работам присущи те же выверенность и профессиональный блеск, что танцу наших рационалистов, умеющих изображать чувства лучше тех, кто их переживает; ей также не мила импровизация. Снимки не должны рычливо бросаться на зрителя -- дистанция, дистанция! И никаких «заставаний врасплох» -- будь то спектакль или репетиция, -- потому что «врасплох» у Малахова не бывает.

Сама «Алеаторика» появилась на свет потому, что два года назад издатель Ольга Пачикова впервые увидела Малахова на сцене Мариинского театра. То есть нынешняя книга (вторая по счету, первой была вышедшая год назад монография о сестрах Рябинкиных) -- это знак новой эпохи. Эпохи, когда в реальное дело -- на полиграфическую сцену, скажем так -- приходит новое поколение. Не жалеющее денег на отличную бумагу, внятно выверяющее двуязычный (русский и английский) текст и не сажающее в огромной книге ни единой (!) опечатки. То есть живущее по европейским правилам. Удачи!
Анна ГОРДЕЕВА

реклама

  ТАКЖЕ В РУБРИКЕ  
  • //  08.05.2003
Субъективные итоги «Мастерской Арт-Москвы» совпали с объективными
Свершилось нечто сверхъестественное. Наша газета оказалась единственной, обнародовавшей результаты первого конкурса проектов Contemporary Art «Мастерская Арт-Москвы» за день до официального объявления решения жюри. В номере от 5 мая ваш покорный слуга в критическом запале объявил вотум недоверия жюри арткритиков и выбрал собственного «альтернативного» победителя выставки, группу Escape... >>
  • //  08.05.2003
«База «Клейтон» на московских экранах
Доподлинно известно, что у режиссера Джона Мактирнена (8.12.1965, Олбани, Нью-Йорк) две руки. Об этом свидетельствуют доступные в Интернете фотоснимки, а также документальный фильм «Раз оно истекает кровью, то мы можем его убить», посвященный созданию «Хищника», где Мактирнена можно рассмотреть во всей красе. Впрочем, убедиться о наличии у этого режиссера двух конечностей можно и без всяких визуальных подтверждений: совершенно очевидно, что примерно половину своих картин режиссер снимал одной рукой, скажем, правой, а другую (меньшую, но худшую) -- левой. И истинно одна конечность не ведает, что творит другая. Другого объяснения феномену Мактирнена, пожалуй, не найти: трудно поверить, что автор первого и третьего «Крепких орешков», того же «Хищника» и «Аферы Томаса Крауна» и создатель «Знахаря», «Тринадцатого воина» и уж тем более «Роллербола» образца 2002 года -- один и тот же человек. Поэтому на каждый новый его фильм приходится отправляться с некоторым предубеждением: кто его знает, с какой руки любимый режиссер встал на этот раз... >>
  • //  08.05.2003
Лондонский театр «Роял Корт» славен тем, что открывает новые имена драматургов. Любой человек может прислать туда пьесу, получить ответ, а если пьеса поставлена -- гонорар и известность. Литературный директор театра Грэм УАЙБРОУ пишет авторам до 90 писем в неделю и читает в день по десятку пьес. В 1999 году он впервые приехал в Москву и ужаснулся отсутствию перспектив для молодых драматургов. Спустя четыре года посетил российскую столицу еще раз. Провел во МХАТе семинар для московских завлитов при поддержке Британского совета и куратора проекта Татьяны Осколковой, посетил несколько спектаклей по современным пьесам и дал интервью нашему корреспонденту Екатерине ВАСЕНИНОЙ... >>
  • //  08.05.2003
Британская статистика свидетельствует: рок-н-ролл скорее жив, чем мертв
Британская индустрия звукозаписи (BPI) зафиксировала, что в этой стране количество проданных за последний год рок-альбомов превысило, впервые за много лет, продажи записей поп-музыки. По данным, опубликованным газетой Independent, совокупные продажи альбомов британских и зарубежных исполнителей рок-музыки (точнее, тех, кого принято так называть сейчас, -- от Coldplay до Nirvana), выросли в прошлом году на 3% и теперь занимают 31% рынка. В то же время количество проданных записей попсы снизилось на 1,3% и составляет 30,3%. Таким образом, рынок рок-записей сейчас достиг высшей за десять лет точки. В поп-секторе -- гораздо меньше по сравнению с прошлыми годами альбомов, проданных миллионными тиражами (Робби Уильямс, Пинк, Энрике Иглесиас)... >>
  • //  08.05.2003
Нина Аловерт показывает Владимира Малахова
Балетных издательств -- таких, чтобы понимали, что делают, а не просто старались что-то бросить на лоток, схватить денежки и убежать, -- мало до чрезвычайности. Толковые книги о балете выходят примерно раз в год; даже мусорных -- и тех немного. Поэтому том Нины Аловерт «Владимир Малахов», выпущенный новым московским издательством «Алеаторика», кажется не просто внятной хроникой жизни лучшего танцовщика планеты, но событием какого-то дивного завтра, которого никто уже и не ждал. Просто никто не верил, что в России можно издавать балетные книги такого полиграфического качества... >>
  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Реклама
Яндекс.Метрика