N°8 20 января 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Ходит песенка по кругу
Этим летом тихо-мирно прекратилось существование журнала «Новая русская книга», издававшегося питерским Гуманитарным агентством «Академический проект». Печально, конечно, но, как выяснилось, не слишком. Свято место пусто не бывает -- тут же загуляли слухи о том, что перебравшийся в Москву главный редактор «НРК» Глеб Морев покорит мир журналом «Критическая масса». Сначала говорили, что «Критическая масса» будет выпускаться империей «Нового литературного обозрения» -- наряду с собственно «НЛО» и «Неприкосновенным запасом». Публика гадала, как «три медведя» в одной берлоге уживутся. В «НЛО» ныне весьма привечают «актуальную словесность», а «НЗ» вовсю окучивает ниву интеллектуальных мод. В результате новый журнал издается вовсе не «НЛО», а фондом «Прагматика культуры», курьезное название которого не помешало выпустить в конце минувшего года несколько «продвинутых» философических книг (как переводных, так и склоняющих западную левую гуманитарную мысль «на русский лад»). Впрочем, обложка и макет «Критической массы» (Typo Grafic Design) разительно напоминают «НЗ». А также весьма амбициозный, прихлопнутый дефолтом на третьем нумере журнал «На посту», главным редактором коего был Валерий Анашвили. Теперь выступающий издателем «КМ».
Что до содержания, то в новом журнале тоже «все как у людей». Главным «критическим массовиком» первой книжки выступает профессор из Констанца Игорь Смирнов, толкующий своей пытливой собеседнице про «эротику, политику и цинизм». И про угрозу победы тоталитаризма в России -- в связи с «травлей властью» Владимира Сорокина и Эдуарда Лимонова. (Книги которых продаются на каждом углу.) Поминаются разгром «формализма» в 30-х (предвестье «большого террора»), ждановские постановления и суд над Синявским и Даниэлем (наступление брежневского застоя). Ну и отдельно Смирнов исполняет гимн сорокинскому роману «Лед». Другой продукт вольнолюбивого издательства Ad Marginem -- прохановский «Господин Гексоген» -- анализируется со степенной раздумчивостью. Рецензируются люди культовые -- Славой Жижек, Виктор Пивоваров, Мишель Фуко, Андрей Ковалев, Татьяна Чередниченко, Кирилл Медведев, Семен Файбисович, Ноам Хомски, Александр Бреннер... В крайнем случае -- легенды средневекового Уэльса и воспоминания Фаддея Булгарина. (Одно достоинство «Критической массы» совершенно бесспорно: теперь будет где рецензировать книги, выпущенные в свет «НЛО».) Очередные записи Лидии Гинзбург из архива вынуты. Антикритика имеется: авторы «крутой» книги о Мандельштаме -- которые вообще-то ни за какие коврижки на замечания коллег реагировать не собираются! -- снизошли к просьбе своего издателя и соорудили нечто с милым названием «Антидуринг». Рафинированный филолог-классик Елена Рабинович про детективы рассуждает. На последней странице серьезные люди рассказывают, «как они провели лето», то есть какими умственными отрадами одарил их минувший год. В общем, по Гоголю: «...подавались разные обычные в трактирах блюда, как-то: щи с слоеным пирожком, нарочно сберегаемым для проезжающих в течение нескольких неделей, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый и вечный слоеный сладкий пирожок, всегда готовый к услугам». Много лет назад, откликаясь на выход некоего элитарно-гуманитарного журнала, я назвал заметку «О сколько их упало в эту бездну...» Не хотел, а накликал: первый номер того издания стал последним. Ныне выбираю вариант оптимистический. Не Цветаева, конечно, но тоже красиво. И действительности соответствует. |
Пасторальные пришельцы Василия Цаголова в галерее Марата Гельмана Наваристая, густая и смачная, как украинский борщ, проза «Вечеров на хуторе близ Диканьки» - с хлопцами, молодицами, Солохой, Сорочинской ярмаркой, лысым дидькой и родственной ему другой прирученной нечистью - нежданно-негаданно вспоминается сегодня в зале галереи Марата Гельмана, где открылась выставка киевского концептуалиста Василия Цаголова «Украинские X-files»... >>
Этим летом тихо-мирно прекратилось существование журнала «Новая русская книга», издававшегося питерским Гуманитарным агентством «Академический проект». Печально, конечно, но, как выяснилось, не слишком. Свято место пусто не бывает -- тут же загуляли слухи о том, что перебравшийся в Москву главный редактор «НРК» Глеб Морев покорит мир журналом «Критическая масса». Сначала говорили, что «Критическая масса» будет выпускаться империей «Нового литературного обозрения» -- наряду с собственно «НЛО» и «Неприкосновенным запасом». Публика гадала, как «три медведя» в одной берлоге уживутся. В «НЛО» ныне весьма привечают «актуальную словесность», а «НЗ» вовсю окучивает ниву интеллектуальных мод. В результате новый журнал издается вовсе не «НЛО», а фондом «Прагматика культуры», курьезное название которого не помешало выпустить в конце минувшего года несколько «продвинутых» философических книг (как переводных, так и склоняющих западную левую гуманитарную мысль «на русский лад»)... >>
В Центре драматургии и режиссуры сыграли пьесу братьев Пресняковых «Пленные духи» Хорошо известно, что у Пушкина было четыре сына, и все идиоты. Об этом интересном факте сообщил когда-то Даниил Хармс, но никому из поздних исследователей так и не удалось проследить судьбу убогих отпрысков Александра Сергеевича, не умевших сидеть на стуле. Братья Пресняковы, прикинувшись двумя сыновьями Хармса, решили в своей новой пьесе рассказать историю про двух пушкинских ребятишек. Одного звали Александр и, как положено, Александрович. Другого -- отчего-то Борисом Николаевичем, но сам он называл себя Андреем. Да что с него возьмешь? Идиот. Как хочет, так себя и называет... >>
«Человек с поезда» на московских экранах Если счастливое чудо под названием «Амели» вынести за скобки, Патрису Леконту едва ли не в одиночку приходится отвечать за все французское кино. Среди монструозных исторических «блокбастеров» и вялых драматических комедий «об отношениях» этот фильм один воплощает тот дух легкости, артистизма и остроумия, который не случайно во всех языках называется по-французски -- bel esprit... >>
На сцене театра «ПО.В.С.Танцы» возникли «Листья тел» Первый раз «Листья тел» сыграли в конце прошлого сезона -- день в день с визитом в Москву труппы Евгения Панфилова, с его надрывным, блескучим и трагическим «Щелкунчиком», на который, естественно, и отправились балетные обозреватели всех газет. «Листья» сыграли без прессы, кассету прислали в экспертный совет «Золотой маски», и спектакль оказался в числе номинантов этого года. Так что в минувшую пятницу в Центре имени Мейерхольда отпочковавшийся несколько лет назад от труппы Геннадия Абрамова театр не просто пригласил журналистов на игравшуюся во второй раз премьеру, но неофициально открыл показ отобранных «Золотой маской» достижений прошлого сезона, что будут предъявлены Москве. (Сам фестиваль пройдет в этом году в Петербурге.).. >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|