N°79 05 мая 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Скромно и прилично Международную балетную премию «Бенуа де ла данс» вручили в одиннадцатый раз
Репутацию «Бенуа де ла данс» в этом году чистили, драили, отмывали. Потому как уж слишком помнило все балетное сообщество прошлогодний скандал: как орал и топал ногами зрительный зал, какие нелестные эпитеты неслись в адрес тогдашней лауреатки -- Анастасии Волочковой, как балетный народ считал чужие деньги и прочерчивал маршруты их путешествий. Теперь было решено выбрать лауреатов скромных, тихих, приличных. Жюри, надо сказать, очень старалось.
Все предыдущие годы одной из проблем конкурса была его неочевидность. Механизм работает так: сначала каждый член жюри (составленного лично Юрием Григоровичем -- именно он эту забаву и придумал) называет номинантов (поэтому в перечне в большинстве люди из тех трупп, где начальниками -- члены жюри). Потом эти же члены жюри смотрят пленки с выступлениями «чужих» номинантов, за день до церемонии их обсуждают и все решают. На самой церемонии зачитывают результаты, и идет концерт, но, как правило, большинство лауреатов не приезжают, и сцена заполняется теми, кто участвовал и ничего не выиграл. То есть зритель не видит победителя и не может судить о том, насколько справедлив выбор жюри. В этом году даватели призов будто решили: хватит. Не возмущайтесь, пожалуйста. Лауреатов мы вам обязательно покажем. (Или выберем из тех, кто согласился приехать?). И назвали лучшей балериной года Люсию Лакарра (за роль Татьяны в «Онегине», Баварский балет). А лучшим танцовщиком -- Лукаша Славицкого (роль Жана де Бриена, «Раймонда», тоже Бавария). В списке номинанток, помимо Лакарра, присутствовали Мария Аллаш (Большой театр, за Мехменэ Бану), Джоанна Берман («Танцы на вечеринке», Сан-Франциско), Хай Йинг Кся (Жизель, Сингапур), Лиза-Мария Каллам (Катарина, «Укрощение строптивой», Бавария), Аньез Летестю («Шехеразада», Парижская опера) и Айсем Суналь («Столкновения», Королевский балет Фландрии). Летестю (наиболее очевидный лидер) и Берман не приехали, и тихая, культурная, мягко сложенная Лакарра провела с Сирилом Пьером дуэт из «Дамы с камелиями», выписав образ идеальной жертвы -- податливой, обаятельной, ненавязчивой -- и не породив в зале ни протестов, ни чрезвычайных восторгов. Кроме Славицкого из танцовщиков в номинантах числились Дмитрий Белоголовцев (Большой театр, за роль Ферхада), Вим Ванлессен (Поэт, «Смерть и огонь», Королевский балет Фландрии), Гонзало Гарсия («Танцы на вечеринке», Сан-Франциско), Суи Бун Куик (Альберт, «Жизель», Сингапур), Хосе Мартинес (Раб, «Шехеразада», Парижская опера) и Хезус Пастор (Принц, «Лебединое озеро» компании Мэтью Борна). Не приехал только Гарсия, и в присутствии Хосе Мартинеса, в двух вариациях (из «Лебединого» и из «Треуголки») показавшего переливы безупречной классики в нуреевском варианте и мясинское наваждение фламенко, нынешний лауреат -- старательный, но не наделенный от природы ни шагом, ни прыжком, Славицкий, выглядел бледно и потерянно. Нет, конечно, он был не худшим на сцене -- мешковатый Хезус Пастор, превративший отчаянного Лебедя (из наглого, чувствительного и трагического гей-варианта «Лебединого озера» Мэтью Борна) в жизнерадостное куриноподобное создание, выглядел гораздо печальнее. Но предпочесть Славицкого Мартинесу? Видимо, девиз конкурса -- «ничего слишком». Слишком яркого, например. Хореографов-номинантов было пять: Дэвид Доусон («Серое пространство», Голландский национальный балет), Джакопо Годани («После мрака», Бавария), Эдуард Лок («AndreAunia», Парижская опера), Маурисио Вайнрот («Далекий свет», Королевский балет Фландрии), Кристофер Уилдон («Карусель», Нью-Йорк сити балле). Работы Годани, Лока и Уилдона остались загадкой -- из них не показали ни кусочка. Доусон грамотно и скучновато перепевал Иржи Килиана, Вайнрот -- грамотно и уныло Уильяма Форсайта. Приз поделили на двоих: Доусону и Локу. Все пожали плечами. Но никто ведь не протестовал? Вот и славно. Главной подпоркой репутации «Бенуа» должны были послужить не актуальные номинации. И действительно: «за жизнь в искусстве» наградили людей великих. Балерина -- Марина Семенова. Танцовщик -- Михаил Барышников. Хореограф -- Морис Бежар. Барышников и Бежар не приехали, а Семенову зал приветствовал стоя. И три великих имени смыли все: и дурацкий конферанс (ведущая Ольга Кабо, представленная как меломанка, не опознала в шпаргалке Шенберга), и визит прошлогодней лауреатки Анастасии Волочковой (изумрудно-зеленая правая половина ее платья экстатически спаривалась с левой, гигиенически-алой). Злой, жесткий, придирчивый балетный народ стоял и от души хлопал трем людям, оправдывающим существование этой безумной профессии. Устроители «Бенуа» не прогадали. Но уборку надо продолжать. |
Лермонтовский «Демон», поставленный Кириллом Серебренниковым, играется в Театре им. Моссовета на «Сцене под крышей». Зал рассчитан на 120 мест. Над хитро сооруженными подмостками (художник Николай Симонов), в самой середине, подвешен тяжелый нетесаный камень. В одной из первых сцен («И над вершинами Кавказа изгнанник рая пролетал...») этот камень начинает раскачиваться наподобие маятника. К лицу Олега Меньшикова он подлетает очень близко. Меньшиковскому Демону скучно парить над скалами, он пикирует, рискуя разбиться, и вновь взмывает вверх -- это изображено с большой наглядностью. Эффект, однако, дорого обходится. На первом же публичном показе (не в сцене полета, позже) Меньшиков рассек о камень губу -- так сильно, что второй показ пришлось отменить. Третий был последним в сезоне. Надо ли объяснять, что творилось у входа?.. >>
Международную балетную премию «Бенуа де ла данс» вручили в одиннадцатый раз Репутацию «Бенуа де ла данс» в этом году чистили, драили, отмывали. Потому как уж слишком помнило все балетное сообщество прошлогодний скандал: как орал и топал ногами зрительный зал, какие нелестные эпитеты неслись в адрес тогдашней лауреатки -- Анастасии Волочковой, как балетный народ считал чужие деньги и прочерчивал маршруты их путешествий. Теперь было решено выбрать лауреатов скромных, тихих, приличных. Жюри, надо сказать, очень старалось... >>
Завтра будет объявлен победитель конкурса проектов современного искусства в рамках программы «Мастерская Арт-Москвы». Напомним, что эта программа является концептуальным дополнением традиционной весенней ярмарки Contemporary Art «Арт-Москва». «Мастерская Арт-Москвы» -- некоммерческая выставка, знакомящая нас с новейшими know-how российского искусства. Каждый участвующий в ней художник является и куратором своего проекта, то есть в течение недели делает в зале ЦДХ то, во что горазд. И никакой конъюнктуре (рыночной, галерейной, музейной) не подвластен. В этом году впервые на «Мастерскую» попали работы, отобранные жюри вне зависимости от личности автора и от того, выставлялся ли он когда-либо на «Арт-Москве» раньше... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|