|
|
N°79, 05 мая 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Скромно и прилично
Международную балетную премию «Бенуа де ла данс» вручили в одиннадцатый раз
Репутацию «Бенуа де ла данс» в этом году чистили, драили, отмывали. Потому как уж слишком помнило все балетное сообщество прошлогодний скандал: как орал и топал ногами зрительный зал, какие нелестные эпитеты неслись в адрес тогдашней лауреатки -- Анастасии Волочковой, как балетный народ считал чужие деньги и прочерчивал маршруты их путешествий. Теперь было решено выбрать лауреатов скромных, тихих, приличных. Жюри, надо сказать, очень старалось.
Все предыдущие годы одной из проблем конкурса была его неочевидность. Механизм работает так: сначала каждый член жюри (составленного лично Юрием Григоровичем -- именно он эту забаву и придумал) называет номинантов (поэтому в перечне в большинстве люди из тех трупп, где начальниками -- члены жюри). Потом эти же члены жюри смотрят пленки с выступлениями «чужих» номинантов, за день до церемонии их обсуждают и все решают. На самой церемонии зачитывают результаты, и идет концерт, но, как правило, большинство лауреатов не приезжают, и сцена заполняется теми, кто участвовал и ничего не выиграл. То есть зритель не видит победителя и не может судить о том, насколько справедлив выбор жюри.
В этом году даватели призов будто решили: хватит. Не возмущайтесь, пожалуйста. Лауреатов мы вам обязательно покажем. (Или выберем из тех, кто согласился приехать?). И назвали лучшей балериной года Люсию Лакарра (за роль Татьяны в «Онегине», Баварский балет). А лучшим танцовщиком -- Лукаша Славицкого (роль Жана де Бриена, «Раймонда», тоже Бавария).
В списке номинанток, помимо Лакарра, присутствовали Мария Аллаш (Большой театр, за Мехменэ Бану), Джоанна Берман («Танцы на вечеринке», Сан-Франциско), Хай Йинг Кся (Жизель, Сингапур), Лиза-Мария Каллам (Катарина, «Укрощение строптивой», Бавария), Аньез Летестю («Шехеразада», Парижская опера) и Айсем Суналь («Столкновения», Королевский балет Фландрии). Летестю (наиболее очевидный лидер) и Берман не приехали, и тихая, культурная, мягко сложенная Лакарра провела с Сирилом Пьером дуэт из «Дамы с камелиями», выписав образ идеальной жертвы -- податливой, обаятельной, ненавязчивой -- и не породив в зале ни протестов, ни чрезвычайных восторгов.
Кроме Славицкого из танцовщиков в номинантах числились Дмитрий Белоголовцев (Большой театр, за роль Ферхада), Вим Ванлессен (Поэт, «Смерть и огонь», Королевский балет Фландрии), Гонзало Гарсия («Танцы на вечеринке», Сан-Франциско), Суи Бун Куик (Альберт, «Жизель», Сингапур), Хосе Мартинес (Раб, «Шехеразада», Парижская опера) и Хезус Пастор (Принц, «Лебединое озеро» компании Мэтью Борна). Не приехал только Гарсия, и в присутствии Хосе Мартинеса, в двух вариациях (из «Лебединого» и из «Треуголки») показавшего переливы безупречной классики в нуреевском варианте и мясинское наваждение фламенко, нынешний лауреат -- старательный, но не наделенный от природы ни шагом, ни прыжком, Славицкий, выглядел бледно и потерянно. Нет, конечно, он был не худшим на сцене -- мешковатый Хезус Пастор, превративший отчаянного Лебедя (из наглого, чувствительного и трагического гей-варианта «Лебединого озера» Мэтью Борна) в жизнерадостное куриноподобное создание, выглядел гораздо печальнее. Но предпочесть Славицкого Мартинесу? Видимо, девиз конкурса -- «ничего слишком». Слишком яркого, например.
Хореографов-номинантов было пять: Дэвид Доусон («Серое пространство», Голландский национальный балет), Джакопо Годани («После мрака», Бавария), Эдуард Лок («AndreAunia», Парижская опера), Маурисио Вайнрот («Далекий свет», Королевский балет Фландрии), Кристофер Уилдон («Карусель», Нью-Йорк сити балле). Работы Годани, Лока и Уилдона остались загадкой -- из них не показали ни кусочка. Доусон грамотно и скучновато перепевал Иржи Килиана, Вайнрот -- грамотно и уныло Уильяма Форсайта. Приз поделили на двоих: Доусону и Локу. Все пожали плечами. Но никто ведь не протестовал? Вот и славно.
Главной подпоркой репутации «Бенуа» должны были послужить не актуальные номинации. И действительно: «за жизнь в искусстве» наградили людей великих. Балерина -- Марина Семенова. Танцовщик -- Михаил Барышников. Хореограф -- Морис Бежар. Барышников и Бежар не приехали, а Семенову зал приветствовал стоя. И три великих имени смыли все: и дурацкий конферанс (ведущая Ольга Кабо, представленная как меломанка, не опознала в шпаргалке Шенберга), и визит прошлогодней лауреатки Анастасии Волочковой (изумрудно-зеленая правая половина ее платья экстатически спаривалась с левой, гигиенически-алой). Злой, жесткий, придирчивый балетный народ стоял и от души хлопал трем людям, оправдывающим существование этой безумной профессии. Устроители «Бенуа» не прогадали. Но уборку надо продолжать.
Анна ГОРДЕЕВА