N°73 23 апреля 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Самодовольство как товар 7-я Международная художественная ярмарка «Арт-Москва 2003»
Во время пресс-показа в 8-м зале ЦДХ, где разместилась основная часть экспозиции ярмарки «Арт-Москва», порхал восторженный шепоток критиков «Как жирно! Как вкусно!». Действительно, первое впечатление от «Арт-Москвы» -- качественный уровень предлагаемого товара улучшился. Что ни галерея -- то звезды. Или современного русского искусства -- от Кошлякова, Звездочетова, Тани Либерман до групп Escape и «Радек». Или мирового модернизма -- Энди Уорхол, Рой Лихтенштайн, Роберт Раушенберг.
По словам директора «Экспо-Парк» Василия Бычкова, в нынешнем году официальным гостем «Арт-Москвы» стала Австрия. Возможно, это объясняет тот стиль сытой респектабельности, что царит на выставке. Среди австрийских галерей, пожаловавших на ярмарку, Artmosphere, специализирующаяся на поп-арте и современной фотографии, галереи Клауса Энгельхорна, Эрнста Хильгера и давнего друга «Арт-Москвы» Ханса Кноля. Наши галереи (джентльменский список постоянных галерей-участников в этом году благодаря строгости экспертной комиссии под председательством Айдан Салаховой почти не расширился) изо всех сил стараются соответствовать новым правилам игры в «буржуазность». В пресс-релизе выставки можно прочитать блиц-интервью с несколькими покупателями «Арт-Москвы». В честь них был организован специальный проект «Современное искусство в частных коллекциях». Почти все опрошенные (Ольга Слуцкер, Наталья Иванова, Дмитрий Коваленко) принципом формирования своей коллекции считают красоту. «Сделайте нам красиво», -- просят заказчики. «Будет сделано!» -- отвечают художники. И делают. Кто (Александр Савко) рисует Симпсонов в мизансценах картины Решетникова «Опять двойка». Кто (Сергей Калинин, Фарид Богдалов) широкой кистью пишет Виктора Черномырдина в золотом мундире царского чиновника из репинского «Заседания Государственного совета». Кто (Валерий Кошляков) проявляет на гофрокартоне руины Рима. Судя по тем же высказываниям, потребители на российском артрынке не очень-то заморачиваются по поводу концептуальности Contemporary Art. Предпочитают доверять мутной обывательской интуиции. Вот слова коллекционера Паолы Мессаны: «Каждая картина из моей коллекции связана с какими-то близкими мне темами. Например, работа Звездочетова Romania Mare. Эту картину я купила себе на день рождения. По знаку зодиака я Близнец, родилась в Риме. А на картине есть и волчица, и два близнеца, которые напоминают мне Ромула и Рема. А юмор вокруг фашизма и гомосексуализма тоже очень забавен». Официально узаконенный с легкой руки Виктора Мизиано тренд «живопись» повлиял на то, что почти за скобками оказались другие жанры: слабо представлен видеоарт, мало инсталляций, никто не веселит народ хеппенингами. В общем-то все это неплохо. Появилась уверенность в себе, тщательность выделки, вкус к подаче. Наступает эпоха эдакого галерейного нарциссизма. Самодовольная сытость всех членов Art Community, кураторов, художников, «пользователей» нынче мощнейший двигатель успешной торговли. И все-таки лишь одна галерея рискнула показать сам механизм работы артрынка. Это всегда небанально выступающая на «Арт-Москве» галерея «Ковчег». Каждый час они меняют экспозицию на своем стенде. Делают выставки одной картины: или любимых ими художников «мягкого авангарда» 20--30-х годов, или нехрестоматийных работ нонконформистов (абстрактный экспрессионизм от Эрика Булатова, например). Зритель заинтригован. Его ведут «за кулисы» -- ширму стенда -- и предлагают расширить кругозор познания, самостоятельно изучить «депозитарий» галереи с другими раритетами, время которых (назначенный час показа) или еще не пришло, или уже ушло. Знакомство сопровождается увлекательным рассказом кураторов (Сергея Сафонова, Дмитрия Смолева, Юрия Петухова) о провенансе той или иной вещи. Такой гипериндивидуальный подход к потенциальному покупателю не может не дать свои плоды. Итак, ярмарка наконец-то стала соответствовать вменяемому рыночному формату. И не претендует на большее. А для взыскующих -- хорошие некоммерческие проекты сегодня, лекция знаменитого теоретика Бориса Гройса послезавтра (25 апреля) и «Мастерская Арт-Москвы» в начале мая.
7-я Международная художественная ярмарка «Арт-Москва 2003» Во время пресс-показа в 8-м зале ЦДХ, где разместилась основная часть экспозиции ярмарки «Арт-Москва», порхал восторженный шепоток критиков «Как жирно! Как вкусно!». Действительно, первое впечатление от «Арт-Москвы» -- качественный уровень предлагаемого товара улучшился. Что ни галерея -- то звезды. Или современного русского искусства -- от Кошлякова, Звездочетова, Тани Либерман до групп Escape и «Радек». Или мирового модернизма -- Энди Уорхол, Рой Лихтенштайн, Роберт Раушенберг... >>
Легендарная певица, чье творчество охватывает большую часть XX века и почти все стили популярной и джазовой музыки прошлого столетия, скончалась вчера, 22 апреля, в Париже. Смерть застала семидесятилетнюю певицу в ее собственном доме на юге Франции, где она прожила последние 10 лет... >>
Открылась выставка в Музеях Кремля Выставка «Янтарное золото России» светилась отраженным светом политических бурь. Активные дебаты о «калининградском транзите», политические конструкции и экономические концепции, присутствие калининградской элиты во главе с губернатором Калининградской области Владимиром Егоровым и знаковых фигур российской политики во главе с председателем комитета по международным делам Государственной думы Дмитрием Рогозиным превратили скромную выставку в хоть и парадном, но все же вестибюле Оружейной палаты в значительное мероприятие. Ясно стало, что янтарь и поделки из него -- не расточительные забавы высокородных правителей былых времен и скромное утешение дефицитных советских лет, а подлинное достояние родины -- природное и художественное. Как, впрочем, и весь Калининградский анклав... >>
Мариинский театр показал премьеру «Этюдов» Ландера Пару недель назад одноактного «Блудного сына» предъявили в Мариинке жюри «Золотой маски» -- в рамках обычного афишного спектакля; дабы отоварить купленные билеты, разумно прибавили еще одного Баланчина -- «Серенаду» -- и «Юношу и Смерть» Ролана Пети, что было совершенным варварством. А сейчас новодельным «Этюдам» предшествовал также Баланчин: снова «Серенада» и «Аполлон». Зачем-то же надо мне было оказаться на обоих представлениях -- что ж, попробую ответить на этот вызов своей театральной судьбы... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|