N°71 21 апреля 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Тигры-чеболи Южнокорейский опыт спасения «отечественного автопроизводителя»
Южную Корею часто приводят в качестве примера того, можно ли создать мощный национальный автопром практически с нуля. Пример этот действительно яркий, но неоднозначный.
Развитие южнокорейского автопрома началось с 1972 года под давлением диктатора Пака Джон Хи, который способствовал формированию семейных многопрофильных холдингов -- чеболей. Диктатор сам создавал олигархов и «назначал» их на определенную отрасль. По его решению появилось четыре автомобильных чеболя: Kia, Hyundai, Asia Motors и ShinJu, ставший впоследствии Daewoo. Позднее Kia слился с Asia. А машины начали выпускать в небольших количествах еще два чеболя -- Ssangyong и Samsung. Автоиндустрия создавалась в условиях жесткого протекционизма, ввоз иномарок запретили путем введения высочайшего запретительного тарифа. Высокие пошлины были установлены и на запчасти, кроме тех, производство которых на национальных предприятиях было практически невозможно. Зато приветствовался иностранный капитал: правительство гарантировало его неприкосновенность законом и штыками. Правда, сами корейцы велосипеда в автомобильной промышленности не изобретали: использовались исключительно западные лицензии, практически все крупные европейские, американские и особенно японские автоконцерны с удовольствием сотрудничали с Южной Кореей. GM так просто владел половиной Daewoo, хотя в 1992 году корейцы выкупили эту половину. Все шло достаточно успешно, автомобилизация страны осуществлялась бешеными темпами, росла зарплата, а с ней и себестоимость продукции, поэтому корейцы стали создавать автосборочные предприятия в развивающихся постсоциалистических странах -- Узбекистане, Румынии, Польше и России. Особенно в этой экспансии преуспел концерн Daewoo. В 1997 году грянул азиатский финансовый кризис, ситуация мгновенно ухудшилась. Первым обанкротился Kia, задолженность которого превышала 9 млрд долл. Остальные чеболи оказались на грани разорения с гигантскими долгами, которые они наделали под госгарантии. Правительство отреагировало радикально -- вывело автомобильную промышленность из чеболей и отдало ее в руки новых, им же назначенных олигархов. В 2000-м корейцы сумели оправиться от шока и выпустить 2,6 млн автомобилей. Ssangyong был куплен Daewoo, бренд Kia достался Hyundai, но руководство Daewoo опять оказалось неквалифицированным и даже вороватым. Руководитель компании сбежал, а корейскому правительству, верному своему «честному протекционистскому» слову, пришлось вложить в компанию 2 млрд долл. Правда, за Daewoo насчитывалось еще больше 30 млрд долга. Когда стало понятно, что корейский госбюджет тоже не бесконечный, компания была практически выставлена на торги. К ней приценивался Ford, но нетерпеливые автомобилестроители устроили несколько забастовок и многотысячных потасовок с полицией. Приобретать строптивые заводы Ford отказался, эстафету подхватил GM. История эта затянулась на два года, и с 1,5 млрд долл. GM спустился до 400 млн, но рабочие все бастовали, добиваясь социальных гарантий. Марка Daewoo шла ко дну, продажи во всем мире, кроме стран СНГ, катастрофически падали вместе с качеством автомобилей. Наконец-то в прошлом году сделка состоялась: GM приобрел Daewoo. Hyundai и Kia в прошлом году увеличили свой экспорт в США более чем на треть, стараясь при этом избавиться от имиджа производителей дешевых и низкокачественных автомобилей. Отчасти им это удалось, но по качеству «корейцам» все еще очень далеко до «японцев», хотя частично Hyundai и принадлежит DaimlerChrysler (10%) и Mitsubishi (4,3%). В общем и целом «пожар способствовал ей много к украшенью» -- из кризиса корейский автопром вышел не беспроблемным, но поздоровевшим. 30-летняя история корейского автопрома, казалось бы, свидетельствует о привлекательности и эффективности избранного этой страной пути. На голом месте возникла мощная автопромышленность, способная претендовать даже на экспансию в другие страны. Но есть по крайней мере три «но», заставляющие задумываться об ограниченности применения этого опыта. Во-первых, почти за треть века Корея все же не достигла уровня грандов мирового автомобилестроения, включая качество и репутацию. Во-вторых, государство постоянно тратило огромные средства на поддержание и спасение отрасли. И, в-третьих, возникает вопрос не только о финансовой, но и о политической цене этого успеха: должна ли диктатура стать обязательным условием более или менее успешной автомобилизации?
Газета «Время новостей» продолжает следить за изменениями на автомобильном рынке России. По итогам первого квартала сохраняются основные тенденции прошлого года --отечественные машины по-прежнему не пользуются популярностью у россиян и продолжают сдавать позиции иномаркам... >>
В первом квартале 2003 года большинство иностранных автопроизводителей увеличило объем продаж новых легковых машин и внедорожников в России. До конца года, по прогнозам Минэкономразвития, продажи новых иномарок (включая произведенные в России) вырастут еще на 18% -- до 130 тыс. штук... >>
Генеральный директор российского автомобильного холдинга «Руспромавто» Петр СИНЬШИНОВ рассказывает о перспективах отечественного автопрома и возглавляемой им компании корреспонденту газеты «Время новостей» Яне ВИКТОРОВОЙ... >>
Южнокорейский опыт спасения «отечественного автопроизводителя» Южную Корею часто приводят в качестве примера того, можно ли создать мощный национальный автопром практически с нуля. Пример этот действительно яркий, но неоднозначный... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|