N°59
03 апреля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 ЗАГРАНИЦА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  03.04.2003
Самый успешный из невезучих
Третьяковская галерея показала выставку Николая Тархова

версия для печати
Название выставки в Третьяковской галерее звучит загадочно -- «Николай Тархов. Самостоятельная республика живописи». В описаниях творческого пути Тархова перемешаны: Дягилев и Малевич, оплот «Мира искусства» -- петербургский журнал «Аполлон» и инкубатор нового искусства -- галерея Воллара, до- и послереволюционные времена и нравы. Даже нечастые российские выставки заставляют видеть художника в разных контекстах. Двадцать лет назад Музей изобразительных искусств представлял Тархова художником вроде бы заграничным, французским. Нынче Третьяковская галерея настаивает на его российской идентичности. Тархов переехал во Францию в 1899 и прожил там тридцать лет. Между старой и новой родиной не разрывался, органично совмещая русскую живописную школу с модными французскими течениями. Его импрессионизм -- классический, с повторяющимися сюжетами, различающимися, как кадры документального кино, лишь освещением да случайным движением, -- по-русски резок и грубоват. Самоучка Тархов почти не брал уроков. Современная живопись -- Сезанна, Ван Гога, Матисса -- звучит в его работах. Яркость и простоватость оборачиваются то новейшим в те годы фовизмом, то неизбывным на все времена китчем. Пейзажи Парижа пришлый Тархов переживает страстно, набивает их красками, движением, излишними для рафинированной парижской школы. Кажется, еще чуть-чуть -- и художник вырвется за пределы поставленных себе рамок, освободится от профессиональных предрассудков, бесценного и тяжкого груза импрессионистической традиции, хорошего вкуса и бесконечного совершенствования живописных приемов.

Тархов часто попадал в «хорошие компании». В 1906 году его выставку устроил галерист Амбуаз Волар, зажигавший звезды нового искусства, но излишне самостоятельный художник не захотел работать по его правилам. В конце года Тархов участвовал в устроенной Дягилевым выставке «Два века русского искусства». И снова сулящий заманчивые перспективы сюжет остался без развития. Характер или ограничения, заложенные в самом художественном даровании Тархова, тому причиной, но ничего не вышло и из русских связей -- с «Миром искусства» и «Союзом русских художников». Тархов выпадал из формата. Не был ни традиционалистом, ни новатором. Просто очень самостоятельным и ярким художником.

Про «самостоятельную республику живописи» придумал Казимир Малевич, одним из талантов которого был литературный. В его учебной системе импрессионизм занимал свое место -- как шаг в освобождении живописи от сюжета. Восстанавливая в своем творчестве упущенный импрессионистический период, Малевич оглядывался не на его основоположника Клода Моне, а на «русского парижанина» Николая Тархова. В поздней живописи основоположника супрематизма, вставленные в малевичевский конструктор, звенят цвет и сюжеты картин Тархова.

Николай Тархов был самым успешным из невезучих художников. Его провалы оборачивались удачами, а за неожиданными триумфами следовало жесткое забвение. Тархов то удивительно точно слышал свое время, попадал в его ритм, то вдруг терялся и безнадежно отставал. Отсутствие специального образования (он не смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества) не помешало Тархову стать настоящим мастером -- знаменитым и популярным. Но умер он, как классический непризнанный художник, в забвении и нищете.

Хоть и жил Тархов в Париже, в России его творчество знали хорошо. Картины постоянно появлялись на выставках, и кое-что было куплено Третьяковской галереей еще до революции. После революции правдами-неправдами к ним добавилось еще несколько -- из частных собраний. Но наибольшее число картин находится в частных, в основном зарубежных, коллекциях. После выставки собрание Третьяковки немного пополнится: спонсор выставки -- холдинг СУАЛ -- преподнес в дар пять графических листов.
Фаина БАЛАХОВСКАЯ

  КУЛЬТУРА  
  • //  03.04.2003
Фильм "Часы" на московских экранах
Поговорим о женских истериках. Не о шумных скандалах с битьем посуды и хлопаньем дверьми. Нет, о молчаливых слезах, необъяснимых перепадах настроения, о каменном нежелании отвечать на вопрос о том, «что случилось». Потому что случилось буквально все, что могло случиться. Мир потерял смысл, жизнь утратила цель, и, самое главное, нет никакой, решительно никакой возможности жить дальше наедине с собой, длить невыносимую пытку временем. Можно, конечно, списать все это на общую физиологию. Но даже у самого закоренелого мужского шовиниста нет-нет, да и возникнет подозрение, что эти нервические барышни знают о жизни больше, чем Георг Вильгельм Фридрих Гегель, Николай Бердяев и Егор Гайдар, вместе взятые... >>
  • //  03.04.2003
Третьяковская галерея показала выставку Николая Тархова
Название выставки в Третьяковской галерее звучит загадочно -- «Николай Тархов. Самостоятельная республика живописи». В описаниях творческого пути Тархова перемешаны: Дягилев и Малевич, оплот «Мира искусства» -- петербургский журнал «Аполлон» и инкубатор нового искусства -- галерея Воллара, до- и послереволюционные времена и нравы. Даже нечастые российские выставки заставляют видеть художника в разных контекстах. Двадцать лет назад Музей изобразительных искусств представлял Тархова художником вроде бы заграничным, французским. Нынче Третьяковская галерея настаивает на его российской идентичности. Тархов переехал во Францию в 1899 и прожил там тридцать лет. Между старой и новой родиной не разрывался, органично совмещая русскую живописную школу с модными французскими течениями... >>
  • //  03.04.2003
Московских зрителей будут пугать и шокировать
Впервые за время существования Чеховского фестиваля в его рамках представляют портрет театра. В экспериментальную программу фестиваля включено восемь спектаклей Государственного Штутгартского драматического театра.. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика