N°58
02 апреля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  02.04.2003
Дикая страна Сибирь
версия для печати
Арво Ихо -- эстонский кинорежиссер. Он закончил ВГИК, работал стажером у Тарковского, снимал в своих фильмах российских актеров. Его последний фильм «Сердце медведицы», участвовавший в конкурсе ММКФ прошлого года, -- едва ли не единственный за последнее время большой постановочный проект Эстонии (при участии России, Германии и Чехии) -- снят по роману Николая Батурина, действие в нем происходит в Сибири. Однако в российский прокат фильм так и не вышел, судьба его пока кочевать по фестивальным экранам. Недавно он был снова показан в Гатчине, на фестивале «Литература и кино». Там с Арво ИХО встретилась корреспондент газеты «Время новостей» Екатерина ВАРКАН.

-- Как сейчас идут дела в эстонском кино?

-- Эстонские режиссеры работают, конечно, меньше, чем в советское время. Однако самый худший период -- в 1995--1996 годах не было снято ни одного фильма -- миновал. В Эстонии стало интересно смотреть не только американское кино, но и собственное. У нас хорошо отработана система финансирования: это, во-первых, государственный фонд кино, а во-вторых -- деньги в эстонский кинематограф идут из фонда «Культур-капитал», куда поступают налоги от продажи табака, алкоголя, кассет и доходов игорных домов. Так что в этом году на экраны выйдут уже три эстонские картины.

-- Есть ли в Эстонии интерес к российскому кино?

-- Конечно, есть. По эстонскому телевидению с удовольствием смотрят старые советские фильмы. Современные российские, правда, реже попадаются. Очевидно, что людям надоедает американская продукция класса «Б», которая последние 15 лет заполоняла экраны и у нас, и в России. Надеюсь, огромный успех будет иметь картина «Кукушка». Она очень цельная -- и серьезная, и смешная. Питерская киношкола вообще очень сильная, хотя многие их экспериментальные картины не для широкого зрителя. Это лабораторное кино, которое пытается выработать новый язык.

В Москве образовалась группа молодых режиссеров, я слышал, их называют «московские мальчики». Они часто из семей кинематографистов и в обойме уже с пеленок. Но кино у них подражательное. Они образованны и даже умеют снимать, но сказать им нечего.

-- Знакомы ли вы с кинематографом бывшего советского пространства?

-- Не очень. Мне кажется, что самый сильный сегодня кинематограф у казахов. Там выработался свой медитативный стиль. Литовское кино сегодня не в самом хорошем состоянии. Латышское также в поисках, фильмы бывают довольно разного уровня.

-- Нет ли ностальгии по советскому прошлому?

-- По политическому -- упаси господь. А по культурному общему пространству, человеческому общению, конечно, есть. И ради этого я приезжаю в Россию. Очень здорово, что люди культуры все-таки не совсем одурачены политической прессой. Было бы хорошо, чтобы и к нам россияне приезжали почаще. Я всегда с радостью буду приезжать в Сибирь. Я там снял много фильмов и, надеюсь, еще буду снимать.

-- Что же вас так туда тянет?

-- С 1972 года я много ездил по Сибири. И у меня есть тяга к этой первозданной природе, к этим мощным рекам и нетронутым горам. Я на себе почувствовал, что сибирские народы, которых европейцы высокомерно считают примитивными и отсталыми, в своем мире, мире нетронутой тайги, где белый человек как несмышленый ребенок, мудры. И их глубина выражается в других понятиях, скорее мифологического сознания, нерационального и полусказочного. Поскольку это меня тронуло лично, мне хотелось это передать в форме мифа.

-- Для современных эстонцев Сибирь -- это экзотика?

-- У эстонской молодежи есть тяга к приключениям. И вероятно, интерес к картине вызван тем, что Сибирь -- это действительно дикая страна, там все может быть. Это мир всех возможностей. Кроме того, мы все еще верим, что наши глубинные корни находятся между Волгой и Северным Уралом. То есть финно-угорские народы с их мировосприятием нам понятны и очень близки.

-- Что вы собираетесь делать дальше?

-- Мне хочется снять картину скромненькую, но очень человечную. Все мои идеи связаны с отношениями между мужчиной и женщиной. Энергетическая тяга мужчины и женщины -- это для меня чрезвычайно важно. Второе, что меня занимает, -- взаимоотношения между людьми разных культур. Я сам финн. Живу в Эстонии. Очень много бываю в России и других странах. Вот об этом я думаю.
Беседовала Екатерина ВАРКАН

  КУЛЬТУРА  
  • //  02.04.2003
В ГТГ на Крымском валу проходит выставка «Госпремия-2002»
В залах представлены работы в номинации «Изобразительное искусство»: живопись, графика, скульптура. Архитектура вынесена за скобки. Оставим за скобками и мы прекрасную книгу «Краткая история искусств» покойной Нины Дмитриевой, издания, удостоившегося отдельной витрины. Поговорим о предъявленных работах художников... >>
  • //  02.04.2003
«Признания опасного человека» на московских экранах
Кино бывает разное. Бывает режиссерское («Казанова Феллини», «Вампиры Джона Карпентера»); бывает актерское (не всякий вспомнит, кто именно снимал фильмы Бэлы Лугоши или братьев Маркс), наконец, продюсерское (блокбастеры Джерри Брукхаймера). В случае с кинодраматургом Чарли Кауфманом, придумавшим «Быть Джоном Малковичем», «Звериную натуру» и недавнюю «Адаптацию», приходится говорить о новом типе кинозрелища: важно не кто именно рассказывает историю (хотя за право разыгрывать кауфмановские сюжеты бьются признанные звезды), но то, что это история именно Чарли Кауфмана... >>
  • //  02.04.2003
Умер Семен Израилевич Липкин. Он прожил девяносто один год, шесть месяцев и двенадцать дней... >>
  • //  02.04.2003
Арво Ихо -- эстонский кинорежиссер. Он закончил ВГИК, работал стажером у Тарковского, снимал в своих фильмах российских актеров. Его последний фильм «Сердце медведицы», участвовавший в конкурсе ММКФ прошлого года, -- едва ли не единственный за последнее время большой постановочный проект Эстонии (при участии России, Германии и Чехии) -- снят по роману Николая Батурина, действие в нем происходит в Сибири. Однако в российский прокат фильм так и не вышел, судьба его пока кочевать по фестивальным экранам. С Арво ИХО встретилась корреспондент газеты «Время новостей» Екатерина ВАРКАН. >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика