|
|
N°58, 02 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дикая страна Сибирь
Арво Ихо -- эстонский кинорежиссер. Он закончил ВГИК, работал стажером у Тарковского, снимал в своих фильмах российских актеров. Его последний фильм «Сердце медведицы», участвовавший в конкурсе ММКФ прошлого года, -- едва ли не единственный за последнее время большой постановочный проект Эстонии (при участии России, Германии и Чехии) -- снят по роману Николая Батурина, действие в нем происходит в Сибири. Однако в российский прокат фильм так и не вышел, судьба его пока кочевать по фестивальным экранам. Недавно он был снова показан в Гатчине, на фестивале «Литература и кино». Там с Арво ИХО встретилась корреспондент газеты «Время новостей» Екатерина ВАРКАН.
-- Как сейчас идут дела в эстонском кино?
-- Эстонские режиссеры работают, конечно, меньше, чем в советское время. Однако самый худший период -- в 1995--1996 годах не было снято ни одного фильма -- миновал. В Эстонии стало интересно смотреть не только американское кино, но и собственное. У нас хорошо отработана система финансирования: это, во-первых, государственный фонд кино, а во-вторых -- деньги в эстонский кинематограф идут из фонда «Культур-капитал», куда поступают налоги от продажи табака, алкоголя, кассет и доходов игорных домов. Так что в этом году на экраны выйдут уже три эстонские картины.
-- Есть ли в Эстонии интерес к российскому кино?
-- Конечно, есть. По эстонскому телевидению с удовольствием смотрят старые советские фильмы. Современные российские, правда, реже попадаются. Очевидно, что людям надоедает американская продукция класса «Б», которая последние 15 лет заполоняла экраны и у нас, и в России. Надеюсь, огромный успех будет иметь картина «Кукушка». Она очень цельная -- и серьезная, и смешная. Питерская киношкола вообще очень сильная, хотя многие их экспериментальные картины не для широкого зрителя. Это лабораторное кино, которое пытается выработать новый язык.
В Москве образовалась группа молодых режиссеров, я слышал, их называют «московские мальчики». Они часто из семей кинематографистов и в обойме уже с пеленок. Но кино у них подражательное. Они образованны и даже умеют снимать, но сказать им нечего.
-- Знакомы ли вы с кинематографом бывшего советского пространства?
-- Не очень. Мне кажется, что самый сильный сегодня кинематограф у казахов. Там выработался свой медитативный стиль. Литовское кино сегодня не в самом хорошем состоянии. Латышское также в поисках, фильмы бывают довольно разного уровня.
-- Нет ли ностальгии по советскому прошлому?
-- По политическому -- упаси господь. А по культурному общему пространству, человеческому общению, конечно, есть. И ради этого я приезжаю в Россию. Очень здорово, что люди культуры все-таки не совсем одурачены политической прессой. Было бы хорошо, чтобы и к нам россияне приезжали почаще. Я всегда с радостью буду приезжать в Сибирь. Я там снял много фильмов и, надеюсь, еще буду снимать.
-- Что же вас так туда тянет?
-- С 1972 года я много ездил по Сибири. И у меня есть тяга к этой первозданной природе, к этим мощным рекам и нетронутым горам. Я на себе почувствовал, что сибирские народы, которых европейцы высокомерно считают примитивными и отсталыми, в своем мире, мире нетронутой тайги, где белый человек как несмышленый ребенок, мудры. И их глубина выражается в других понятиях, скорее мифологического сознания, нерационального и полусказочного. Поскольку это меня тронуло лично, мне хотелось это передать в форме мифа.
-- Для современных эстонцев Сибирь -- это экзотика?
-- У эстонской молодежи есть тяга к приключениям. И вероятно, интерес к картине вызван тем, что Сибирь -- это действительно дикая страна, там все может быть. Это мир всех возможностей. Кроме того, мы все еще верим, что наши глубинные корни находятся между Волгой и Северным Уралом. То есть финно-угорские народы с их мировосприятием нам понятны и очень близки.
-- Что вы собираетесь делать дальше?
-- Мне хочется снять картину скромненькую, но очень человечную. Все мои идеи связаны с отношениями между мужчиной и женщиной. Энергетическая тяга мужчины и женщины -- это для меня чрезвычайно важно. Второе, что меня занимает, -- взаимоотношения между людьми разных культур. Я сам финн. Живу в Эстонии. Очень много бываю в России и других странах. Вот об этом я думаю.
Беседовала Екатерина ВАРКАН