N°57 01 апреля 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
За что борятся поп-звезды
Опять запрещают «милитаристские» песни. Согласно сообщениям информагентств, MTV и некоторые другие европейские и американские телеканалы решили прекратить показ клипов, содержащих военные сцены. А также тех, где в кадре появляется какое-либо оружие и какие-либо сцены насилия, хоть мордобой в баре. Намерение задекларировано, а насколько эффективно исполняется -- не знаю; подозреваю, что, как и любой огульный запрет, не исполняется никак. Информагентства в качестве примера сообщают, что когда один телеканал решает не передавать «милитаристский» клип на США, другой телеканал преспокойно этот же самый клип показывает во всех штатах, зато в Европе почему-то из эфира его убирает. Понятно, что никакая это не цензура и не «самоцензура», а просто судороги напуганного сознания, шараханье из стороны в сторону и потеря координации движений, когда правая рука не ведает, что творит левая... Так уже было -- и во время «Бури в пустыне», и после 11 сентября. Очень скоро запреты забывались, и, может быть, это «шараханье» все же лучше, чем равнодушное созерцание войны-online в прямом эфире CNN или Euronews?
Как мне кажется, подобные табу охраняют не столько хрупкую психику европейских и американских телезрителей, сколько хрупкую психику поп-звезд, норовящих высказаться «на злобу дня» к месту и не к месту. Недавно я, щелкая пультом телевизора по каналам, поймал забавное совпадение. В то время как в одной программе Гордон беседовал с некими научными людьми, призывавшими не слушать «зеленых», гринписовцев и прочих «алармистов» (это которые панику поднимают), по другой бывшая вокалистка британской поп-группы Spice Girls Джерри Холливел в роли «посла мира ООН» решала всяческие общечеловеческие проблемы. Вполне в «алармистском», как водится у поп-звезд, ключе. То есть максимум эмоций -- минимум мыслей. Похоже, Холливел -- готовый тележурналист и телеведущий. Она с обворожительной прямотой, которой позавидовали бы иные телевизионные дамы, задает вопросы типа "О чем вы думали перед казнью?" (вопрос к несправедливо обвиненному, но счастливо избежавшему смерти человеку). Не знаю, с чего это вдруг стали по нашему ТВ показывать мисс Холливел -- история с этой ее ооновской деятельностью вообще-то довольно стара, певица ввязалась в нее аккурат после скандального ухода из Spice Girls, но речь не об этом. Тем более что Джерри, надо отдать ей должное, в роли общественного поверенного выглядит гораздо органичнее большинства своих коллег. Многие известные деятели культуры и искусства пробуют себя на общественном и политическом поприще. В конце концов, в демократическом обществе каждый волен думать о том, в каком обществе живет, и о том, как сделать его, общество, лучше. В этом смысле поп-звезда, президент страны, рабочий или юрист имеют равные права -- публично высказываться, например. Или ходить на выборы. Ну или писать письма в газету. Многие поп-звезды к тому же платят внушительные налоги, позволяя, таким образом, существовать огромному количеству разных работников. То есть право-то они имеют, только вот реализуют они его не всегда корректно. Когда кто-либо из известных артистов начинает публично высказываться на «общечеловеческие» темы, получается жуткая пошлятина, приносящая больше вреда, чем пользы. (Ибо что такое тусовка Ванессы Редгрейв с Ахмедом Закаевым -- это вообще русские россияне осмыслить не в состоянии. Хорошо хоть, что «прочеченская» позиция ее соотечественницы, Джейн Биркин, не так здесь известна.) Почему так получается? Видимо потому, что поп-музыка -- искусство массовое и часто вульгарное. И соответственно, каковы средства -- таков и результат. Грубо говоря, если попсового человека привлекают к некоему, пусть очень важному и нужному мероприятию -- оно, мероприятие, само неизбежно становится попсовым. Даже несмотря на то, что общественные организации используют поп-звезд не для решения проблем, а для того, чтобы «привлечь внимание к проблеме». Казалось бы, что в этом плохого? Обратимся к мнению вокалиста дуэта Pet Shop Boys Нила Теннанта, который, будучи вполне эрудированным человеком и при этом (о, чудо!) поп-звездой с отменным вкусом, может претендовать на роль эксперта. В одном из интервью он сказал: «...1990 год был у поп-звезд вроде как «годом тропических лесов» или «озонового слоя». Я и тогда, и сейчас придерживался того мнения, что это очень серьезные вопросы, но они стали тривиальными благодаря тому, что звезды трепались о них тут и там. Я предсказывал, что поп-звезды быстро потеряют интерес к этим вопросам, и, таким образом, сами проблемы будут казаться этакими надоевшими делишками начала 90-х. Думаю, что я был прав». Прав был Нил Теннант или нет, вы поймете, если припомните, как давно вы слышали о тропических лесах? Наверное, там все проблемы кончились и вырубленные деревья снова выросли. А про модный в прошлом году антиглобализм чего все так резко замолчали? Глобализация закончилась? Будем надеяться, что если вокалисту группы U-2 Боно все-таки дадут Нобелевскую премию мира, он в своей торжественной речи внятно нам расскажет о проблемах глобализации и проблемах стран третьего мира. Нынешние события на Ближнем Востоке, ясное дело, опять развязывают язык некоторым музицирующим недоумкам, чье скудоумие в мирное время не так очевидно. Какой-то «рок-н-ролльный» чувак по Интернету в порядке спама сообщает, что пойдет бросаться камнями в американское посольство «против войны в Ираке», и сообщает время «для сбора журналистов». Если так хочется эпатировать и чтоб о тебе писали, надо сказать что-нибудь циничное типа «Буш, не ссы, мочи всех чернож...». Ах, ну это же резко, а мы ведь хотим и невинность соблюсти, и халявный пиар приобрести. Когда-то участников группы «Битлз» на одной из первых пресс-конференций спросили, почему-де они не пишут антивоенных песен (это было бы вполне естественным для бардов и фолк-певцов тех лет). На это Джон Леннон моментально ответил в своем привычном нонсенс-стиле: «Все наши песни антивоенные». В смысле -- если песня про любовь, то она же -- «за любовь» и «против ненависти». То есть против войны. То есть пишите хорошие песни -- и лишних слов не придется говорить. Но осторожнее с метафорами: стоит назвать песню Battlefield Of Love («Любовное поле битвы») или "Я на тебе, как на войне", как ее запретят.
«Высокая месса» Баха в исполнении Кента Нагано и Российского национального оркестра Очередной визит мировой дирижерской знаменитости Кента Нагано в Москву к подшефному Российскому национальному оркестру, «членом дирижерской коллегии» которого он теперь является, стал не менее сенсационным, чем первый. Хотя бы потому, что произошел так скоро -- всего через месяц после блистательной «романтической» программы в БЗК. Но и не только... >>
Благословен 1998 год. Еще пять лет назад свежеиспеченное первое (!) издание «Охоты на овец» Харуки Мураками могло позволить себе полгода пылиться на прилавках книжных магазинов. Как приятно было чувствовать себя носителем эзотерического знания про не известного никому японского писателя и советовать всем кому не попадя этого писателя почитать. Сейчас Мураками -- что называется, бренд... >>
Опять запрещают «милитаристские» песни. Согласно сообщениям информагентств, MTV и некоторые другие европейские и американские телеканалы решили прекратить показ клипов, содержащих военные сцены. А также тех, где в кадре появляется какое-либо оружие и какие-либо сцены насилия, хоть мордобой в баре... >> |
18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|