N°57
01 апреля 2003
Время новостей ИД "Время"
Издательство "Время"
Время новостей
  //  Архив   //  поиск  
 ВЕСЬ НОМЕР
 ПЕРВАЯ ПОЛОСА
 ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА
 БИЗНЕС И ФИНАНСЫ
 КУЛЬТУРА
 СПОРТ
 КРОМЕ ТОГО
 ИРАКСКИЙ КРИЗИС
  ТЕМЫ НОМЕРА  
  АРХИВ  
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    
  ПОИСК  
  • //  01.04.2003
Сложный поиск простоты
«Высокая месса» Баха в исполнении Кента Нагано и Российского национального оркестра

версия для печати
Очередной визит мировой дирижерской знаменитости Кента Нагано в Москву к подшефному Российскому национальному оркестру, «членом дирижерской коллегии» которого он теперь является, стал не менее сенсационным, чем первый. Хотя бы потому, что произошел так скоро -- всего через месяц после блистательной «романтической» программы в БЗК. Но и не только. Калифорниец японского происхождения и один из главных интеллектуалов оперных и симфонических сцен Европы и Америки в Москве опять показал себя разрушителем собственного имиджа узкого специалиста по музыке ХХ века. Впрочем, расширением своих репертуарных рамок дирижер занимается не только в далекой от мировых контекстов России. Выбор как Листа с Берлиозом прошлой московской программы, так и нынешнего Баха обусловлен тем, что именно эту музыку Нагано сейчас много играет. Так что Москва -- это, между прочим, не лаборатория, а свидетель мировых движений.

И в этот раз московской публике не удалось испугаться фирменного умения Нагано управляться с современным репертуаром, но теперь вместо чувственных романтических партитур ей была предложена титаническая «Высокая месса» Баха -- возвышенная и популярная, строгая и зыбкая, почтенная и интригующая, сто раз забытая и заново открытая страница мировой музыкальной литературы. Ей поклонялись дирижеры-боги старой романтической школы, поздней ее образ стал предметом пристальных исследований изобретательных аутентистов -- адептов научного подхода и стилистического поиска.

Но «Высокая месса» от Кента Нагано неожиданно для многих оказалась резвым шагом в антиаутентистском направлении, почти что «шагом назад» -- в сторону величественной романтической традиции, влюбленной в баховскую «взволнованную возвышенность» и лирическую эмоциональность. Повинуясь пластичным, точным жестам дирижера, оркестр заиграл крупным ласковым помолом, артикуляция вдруг стала размягченной, фразы -- непритязательными, детализированный, ясный звук, которым славится РНО, уступил место сбалансированной, но гомогенной массе.

Впрочем, похоже, что важную роль в этом сыграла и акустика новопостроенного Дома музыки. Она оказалась далекой от идеала, хотя и не безнадежной -- просто чуть глуховатой и вязкой. И думается, не вполне подходящей к замыслу Нагано, который явно пытался извлечь из Мессы не ее искусность или сокровенную детальность, но ее прямую искренность и сердечность. Тем самым -- из-за съевшей весь необходимый тонус акустики или сложности самих намерений -- Месса предстала выразительно антиаутентистской, но совсем не романтической. Между тем трудно представить, чтобы такой знаток оркестровых языков и территорий, как Нагано, питал иллюзии относительно возможности запросто вернуться в романтическое вчера. Его амбиции явно изящнее -- это некое романтическое завтра, пережившее времена интеллектуализма и сохраненное до эпохи «искушенной простоты», когда камерные моменты лишены намеренной интимности, пики кульминаций сделаны в манере новейшей грандиозности с метафизическим оттенком и все пронзительное простосердечие поверено корректностью рациональных соображений.

Но вся эта сложная конструкция, наверное, могла бы полностью осуществиться (несмотря на акустику, легкую вялость деревянных духовых, несколько неточных вступлений и временами оседающие темпы), если бы не странный выбор певцов, сделанный менеджментом оркестра. В результате публика услышала Мессу в исполнении виртуозного и нетривиального дирижера, хорошего оркестра, старательного хора (камерные хоры В. Минина и Института им. Шнитке) и более чем средних солистов. Что обидно до слез.

Вся первая половина Мессы была словно осторожно пробормотана. И только во второй половине, где хоровые блоки сильно перевешивают сольные эпизоды, конструкция, хотя и в ущерб исполнительской аккуратности, приобрела упругость и цвета. В принципе ни Яна Иванилова, ни Михаил Губский не значатся в списках катастрофически неправильных певцов. А Виктория Смирнова или Елена Буланькова просто не слишком известны. Но когда музыкант мирового класса приезжает в здешние места, ждешь если не стопроцентного качества, то стопроцентно продуманного подхода к его достижению. Ждешь строгих исполнительских концепций и к тому же -- чтоб они не висли совсем отдельно от живой музыкальности. А как это возможно, если ни одна баховская ария толком не прозвучала, остается только гадать. И если нынешний визит Кента Нагано интриговал непредсказуемыми последствиями только в смысле эстетической задачи, то следующий и по части качества будет прогнозировать сложнее.
Юлия БЕДЕРОВА

  КУЛЬТУРА  
  • //  01.04.2003
«Высокая месса» Баха в исполнении Кента Нагано и Российского национального оркестра
Очередной визит мировой дирижерской знаменитости Кента Нагано в Москву к подшефному Российскому национальному оркестру, «членом дирижерской коллегии» которого он теперь является, стал не менее сенсационным, чем первый. Хотя бы потому, что произошел так скоро -- всего через месяц после блистательной «романтической» программы в БЗК. Но и не только... >>
  • //  01.04.2003
Благословен 1998 год. Еще пять лет назад свежеиспеченное первое (!) издание «Охоты на овец» Харуки Мураками могло позволить себе полгода пылиться на прилавках книжных магазинов. Как приятно было чувствовать себя носителем эзотерического знания про не известного никому японского писателя и советовать всем кому не попадя этого писателя почитать. Сейчас Мураками -- что называется, бренд... >>
  • //  01.04.2003
Опять запрещают «милитаристские» песни. Согласно сообщениям информагентств, MTV и некоторые другие европейские и американские телеканалы решили прекратить показ клипов, содержащих военные сцены. А также тех, где в кадре появляется какое-либо оружие и какие-либо сцены насилия, хоть мордобой в баре... >>
реклама

  БЕЗ КОМMЕНТАРИЕВ  
Яндекс.Метрика