|
|
N°57, 01 апреля 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За что борятся поп-звезды
Опять запрещают «милитаристские» песни. Согласно сообщениям информагентств, MTV и некоторые другие европейские и американские телеканалы решили прекратить показ клипов, содержащих военные сцены. А также тех, где в кадре появляется какое-либо оружие и какие-либо сцены насилия, хоть мордобой в баре. Намерение задекларировано, а насколько эффективно исполняется -- не знаю; подозреваю, что, как и любой огульный запрет, не исполняется никак. Информагентства в качестве примера сообщают, что когда один телеканал решает не передавать «милитаристский» клип на США, другой телеканал преспокойно этот же самый клип показывает во всех штатах, зато в Европе почему-то из эфира его убирает. Понятно, что никакая это не цензура и не «самоцензура», а просто судороги напуганного сознания, шараханье из стороны в сторону и потеря координации движений, когда правая рука не ведает, что творит левая... Так уже было -- и во время «Бури в пустыне», и после 11 сентября. Очень скоро запреты забывались, и, может быть, это «шараханье» все же лучше, чем равнодушное созерцание войны-online в прямом эфире CNN или Euronews?
Как мне кажется, подобные табу охраняют не столько хрупкую психику европейских и американских телезрителей, сколько хрупкую психику поп-звезд, норовящих высказаться «на злобу дня» к месту и не к месту.
Недавно я, щелкая пультом телевизора по каналам, поймал забавное совпадение. В то время как в одной программе Гордон беседовал с некими научными людьми, призывавшими не слушать «зеленых», гринписовцев и прочих «алармистов» (это которые панику поднимают), по другой бывшая вокалистка британской поп-группы Spice Girls Джерри Холливел в роли «посла мира ООН» решала всяческие общечеловеческие проблемы. Вполне в «алармистском», как водится у поп-звезд, ключе. То есть максимум эмоций -- минимум мыслей. Похоже, Холливел -- готовый тележурналист и телеведущий. Она с обворожительной прямотой, которой позавидовали бы иные телевизионные дамы, задает вопросы типа "О чем вы думали перед казнью?" (вопрос к несправедливо обвиненному, но счастливо избежавшему смерти человеку). Не знаю, с чего это вдруг стали по нашему ТВ показывать мисс Холливел -- история с этой ее ооновской деятельностью вообще-то довольно стара, певица ввязалась в нее аккурат после скандального ухода из Spice Girls, но речь не об этом. Тем более что Джерри, надо отдать ей должное, в роли общественного поверенного выглядит гораздо органичнее большинства своих коллег.
Многие известные деятели культуры и искусства пробуют себя на общественном и политическом поприще. В конце концов, в демократическом обществе каждый волен думать о том, в каком обществе живет, и о том, как сделать его, общество, лучше. В этом смысле поп-звезда, президент страны, рабочий или юрист имеют равные права -- публично высказываться, например. Или ходить на выборы. Ну или писать письма в газету. Многие поп-звезды к тому же платят внушительные налоги, позволяя, таким образом, существовать огромному количеству разных работников. То есть право-то они имеют, только вот реализуют они его не всегда корректно. Когда кто-либо из известных артистов начинает публично высказываться на «общечеловеческие» темы, получается жуткая пошлятина, приносящая больше вреда, чем пользы. (Ибо что такое тусовка Ванессы Редгрейв с Ахмедом Закаевым -- это вообще русские россияне осмыслить не в состоянии. Хорошо хоть, что «прочеченская» позиция ее соотечественницы, Джейн Биркин, не так здесь известна.)
Почему так получается? Видимо потому, что поп-музыка -- искусство массовое и часто вульгарное. И соответственно, каковы средства -- таков и результат. Грубо говоря, если попсового человека привлекают к некоему, пусть очень важному и нужному мероприятию -- оно, мероприятие, само неизбежно становится попсовым. Даже несмотря на то, что общественные организации используют поп-звезд не для решения проблем, а для того, чтобы «привлечь внимание к проблеме». Казалось бы, что в этом плохого? Обратимся к мнению вокалиста дуэта Pet Shop Boys Нила Теннанта, который, будучи вполне эрудированным человеком и при этом (о, чудо!) поп-звездой с отменным вкусом, может претендовать на роль эксперта. В одном из интервью он сказал: «...1990 год был у поп-звезд вроде как «годом тропических лесов» или «озонового слоя». Я и тогда, и сейчас придерживался того мнения, что это очень серьезные вопросы, но они стали тривиальными благодаря тому, что звезды трепались о них тут и там. Я предсказывал, что поп-звезды быстро потеряют интерес к этим вопросам, и, таким образом, сами проблемы будут казаться этакими надоевшими делишками начала 90-х. Думаю, что я был прав». Прав был Нил Теннант или нет, вы поймете, если припомните, как давно вы слышали о тропических лесах? Наверное, там все проблемы кончились и вырубленные деревья снова выросли. А про модный в прошлом году антиглобализм чего все так резко замолчали? Глобализация закончилась? Будем надеяться, что если вокалисту группы U-2 Боно все-таки дадут Нобелевскую премию мира, он в своей торжественной речи внятно нам расскажет о проблемах глобализации и проблемах стран третьего мира.
Нынешние события на Ближнем Востоке, ясное дело, опять развязывают язык некоторым музицирующим недоумкам, чье скудоумие в мирное время не так очевидно. Какой-то «рок-н-ролльный» чувак по Интернету в порядке спама сообщает, что пойдет бросаться камнями в американское посольство «против войны в Ираке», и сообщает время «для сбора журналистов». Если так хочется эпатировать и чтоб о тебе писали, надо сказать что-нибудь циничное типа «Буш, не ссы, мочи всех чернож...». Ах, ну это же резко, а мы ведь хотим и невинность соблюсти, и халявный пиар приобрести.
Когда-то участников группы «Битлз» на одной из первых пресс-конференций спросили, почему-де они не пишут антивоенных песен (это было бы вполне естественным для бардов и фолк-певцов тех лет). На это Джон Леннон моментально ответил в своем привычном нонсенс-стиле: «Все наши песни антивоенные». В смысле -- если песня про любовь, то она же -- «за любовь» и «против ненависти». То есть против войны. То есть пишите хорошие песни -- и лишних слов не придется говорить.
Но осторожнее с метафорами: стоит назвать песню Battlefield Of Love («Любовное поле битвы») или "Я на тебе, как на войне", как ее запретят.
Александр БЕЛЯЕВ