N°50 21 марта 2003 |
ИД "Время" Издательство "Время" |
// Архив | // поиск | |||
|
Бизнесмены спасают. Государство губит Новая выставка в ГТГ -- повод задуматься о судьбе одного почтенного музея
Выставка «И по плодам узнается древо», открывшаяся в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, уникальна и важна во многих смыслах. Во-первых, представлены иконы из собрания частного лица -- московского коммерсанта, культуртрегера, издателя Виктора Бондаренко. Такого в залах главного государственного собрания России не случалось много-много лет. Во-вторых, полностью открытая для научных исследований, исключительная по уровню коллекция (более ста икон шести веков, с XV по начало XX) собиралась... всего четыре с небольшим года. На пресс-конференции Виктор Бондаренко задал вопрос: почему творения живописца алтарей средневековой Испании оцениваются сегодня в несколько миллионов «зеленых», а иконы безымянных русских мастеров погибают в данный момент в каком-нибудь сыром провинциальном подвале, промокшие, продрогшие, никому не нужные? Даже несмотря на активность музеев, антикваров и исследователей, колоссальное число моленных образов Древней Руси до сих пор не введено в общий контекст истории отечественного искусства. И пример собрания Виктора Бондаренко показывает, что грамотное и профессиональное коллекционирование иконописи удовлетворит амбициям частного вкуса и в историю художественной культуры маленькую, да удаленькую страничку впишет.
Наконец, в-третьих, и самое, на мой взгляд, важное. Являющийся шедевром полиграфического искусства каталог собрания открывается статьей крупнейшего отечественного медиевиста Геннадия Попова. Директор многострадального Музея имени Андрея Рублева благословил коллекцию, написав, что, начиная с 1917 года, качество ее можно сопоставить лишь с легендарным собранием древнерусского искусства художника Павла Корина. Геннадий Попов в своей статье акцентирует тот факт, что в последние годы именно воля частных лиц, коллекционеров помогала Музею Рублева жить полноценно и интересно. В 1998 году там была устроена выставка «Дары музею», включавшая около 200 произведений XII--XIX веков. «На выставке, -- пишет Г.В. Попов, -- экспонировались памятники, переданные Музею имени Андрея Рублева за пятьдесят лет его существования различными лицами -- от сельских жителей до крупных ученых и собирателей, причем именно коллекционерам принадлежит самая внушительная часть даров». Выходит так, что открывшаяся в Третьяковке выставка -- еще одно подтверждение простой истины: коллекционеры без музеев жить не могут. Музеи -- и место профессионального общения, где можно получить экспертизу, атрибуцию, консультацию по проблемам реставрации. Музеи -- и гарантия того, что о коллекции будет кому позаботиться и рассказать потомкам. И вот тут-то обозначился чудовищный парадокс. Собиратели-бизнесмены дорожат дружбой с музеями, дарят вещи, издают каталоги, просят сделать выставку. А государство тем временем цинично разрушает благородный союз. Готовится ликвидировать тот самый пополняющийся во многом за счет личных пожертвований Музей имени Андрея Рублева. Ликвидировать с убийственной формулировкой: «оптимизация расходов федерального бюджета». То есть стратегия государства в данном случае прямо противоположна стратегии частного лица -- Виктора Бондаренко. Он приобретает. Оно сворачивает финансирование. Он показывает людям. Оно, как написала коллега Фаина Балаховская («Время новостей» от 4 марта), «задвинет в дальние глубины» фондохранилищ. Что и говорить, в эти дни название выставки «И по плодам узнается древо» воспринимается актуально как никогда. На сегодня, кстати, назначено заседание правительства РФ, в ходе которого судьба Музея имени Андрея Рублева может быть решена окончательно. |
Главная кинонаграда мира потускнела, но не обесценилась В предстоящее воскресенье будет вручена самая престижная в мире награда в области кино -- премия Американской академии киноискусств и наук, удачно названная «Оскаром» в честь дядюшки одной из академических сотрудниц. Юбилейная, семьдесят пятая по счету церемония предполагалась особенно торжественной и пышной, но планам этим не суждено было сбыться из-за события, которому посвящены сегодня первые полосы газет всего мира. Не будет торжественного прохода по красному ковру (вместо этого звезд будут подвозить на машинах прямо к входу в Kodak Theatre на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе), не будет трибун для фанатов, которые обычно наблюдают церемонию на телеэкранах у стен «Кодака», не будет шума и блеска, что, впрочем, не должно помешать Кэтрин Зете-Джонс исполнить на девятом месяце беременности песенку из «Чикаго»... >>
Новая выставка в ГТГ -- повод задуматься о судьбе одного почтенного музея Выставка «И по плодам узнается древо», открывшаяся в Инженерном корпусе Третьяковской галереи, уникальна и важна во многих смыслах. Во-первых, представлены иконы из собрания частного лица -- московского коммерсанта, культуртрегера, издателя Виктора Бондаренко. Такого в залах главного государственного собрания России не случалось много-много лет. Во-вторых, полностью открытая для научных исследований, исключительная по уровню коллекция (более ста икон шести веков, с XV по начало XX) собиралась... всего четыре с небольшим года. На пресс-конференции Виктор Бондаренко задал вопрос: почему творения живописца алтарей средневековой Испании оцениваются сегодня в несколько миллионов «зеленых», а иконы безымянных русских мастеров погибают в данный момент в каком-нибудь сыром провинциальном подвале, промокшие, продрогшие, никому не нужные?.. >>
В МХАТ имени Чехова заканчивается Декада новой драмы Новых драм было выбрано четыре, на каждую нашлось по постановочной бригаде энтузиастов, взявшихся за первое представление публике неизвестного произведения. В результате на малой сцене МХАТа появилось четыре спектакля-полуфабриката, разыгранных «по-студенчески» -- с подбором случайного реквизита и наскоро подготовленными ролями. Что, однако, не означает, будто сделано плохо. Напротив, оказалось, что в театре, как в кулинарии, свежесть изделия ценится выше, чем замысловатость рецепта и время изготовления... >>
Продолжение «Крестного отца» будет издано осенью Издательство Random House и литературное агентство, представляющие права Марио Пьюзо (1920--1999), подвели итоги конкурса на лучшее продолжение истории клана Корлеоне. Создатель «Крестного отца» приступил к работе над своей счастливой книгой в малоприятных обстоятельствах -- пятеро детей, долг в двадцать тысяч долларов и «глухое» начало литературной карьеры. Два его первых романа были благожелательно встречены критикой, но не замечены широкой публикой. Позднее писатель признавался, что старался выстроить сюжет «Крестного отца» по правилам бестселлера. И не напрасно: успех романа, опубликованного в 1969 году, превзошел все мыслимые ожидания -- двадцатимиллионный тираж фантастически обогатил и прославил Пьюзо... >> 18:51, 16 декабря
Радикальная молодежь собралась на площади в подмосковном Солнечногорске18:32, 16 декабря
Путин отверг упреки адвокатов Ходорковского в давлении на суд17:58, 16 декабря
Задержан один из предполагаемых организаторов беспорядков в Москве17:10, 16 декабря
Европарламент призвал российские власти ускорить расследование обстоятельств смерти Сергея Магнитского16:35, 16 декабря
Саакашвили посмертно наградил Ричарда Холбрука орденом Святого Георгия16:14, 16 декабря
Ассанж будет выпущен под залог |
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ N° 77-2909 от 26 июня 2000 г Любое использование материалов и иллюстраций возможно только по согласованию с редакцией |
Принимаются вопросы, предложения и замечания: По содержанию публикаций - info@vremya.ru |
|